Память – совокупность психических процессов, посредством которых информация кодируется / регистрируется (прием, обработка, объединение полученной информации), хранится (создание постоянной записи закодированной информации) и извлекается / вспоминается (обратный вызов сохраненной информации в ответ на внешний или внутренний стимул).
Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими. Основные мнемические процессы: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание. В модели памяти Аткинсона-Шифрина выделены три элемента: сенсорная, кратковременная и долговременная памяти. Характеристики памяти: скорость запоминания, длительность, точность и быстрота воспроизведения, скорость забывания.
Мышление – психический процесс формирования психологических ассоциаций (связей) и модели мира путем манипулирования информацией при создании концептов, решении проблем, анализе и принятии решений.
Классификации видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; теоретическое, практическое; продуктивное, репродуктивное.
Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование.
Интеллект – самые общие психические способности (включая способность осознавать себя, рассуждать, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, общаться, быстро учиться и учиться на собственном опыте), позволяющие человеку понимать окружающую среду и эффективно в ней адаптироваться.
Творчество – вид когнитивной деятельности, приводящий к новому видению задачи и неограниченным прагматическим результатам, заключающимся в создании нового и ценного продукта.
Общение – деятельность по передаче информации через обмен мыслями, сообщениями или информацией посредством устной / письменной речи, графических образов, сигналов или поведения. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Классификация видов речи: внешняя, внутренняя, эгоцентрическая; устная, письменная; монологическая, диалогическая.
Задания для самоконтроля
1. Сформулируйте определения понятий "память", "мнемическая деятельность", "мнемические процессы"; опишите физиологические основы и функции памяти; дайте характеристику мнемических процессов.
2. Проанализируйте характеристики памяти, опишите основные характеристики сенсорной, кратковременной и долговременной памяти (модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шифрина); раскройте различные подходы к классификации видов памяти; назовите аномалии памяти.
3. Сформулируйте определения понятия "мышление", опишите основные функции и свойства мышления; проанализируйте виды и логические формы мышления; дайте характеристику мыслительных операций, составляющих основу мыслительной деятельности человека и стратегии решения задач.
4. Сформулируйте определение понятия "интеллект", опишите содержательные отличия концептов "мышление" и "интеллект"; охарактеризуйте показатели оценки общего интеллекта.
5. Сформулируйте определения понятий "общение", "речь", "язык"; опишите физиологические основы, функции и свойства речи; проанализируйте классификации видов речи по различным основаниям; дайте характеристику нарушений речи.