В синхронных ЭП могут быть использованы все 3 известных электрических способа торможения:
- торможение противовключением,
- рекуперативное,
- динамическое.
1. Торможение противовключением может быть реализовано так же как у АД при помощи изменения последовательности чередования фаз напряжения, подводимого к статору, но, учитывая, что синхронные двигатели используются в ЭП большой и сверхбольшой мощности, этот способ торможения практически не применяется, так как приводит к перегреву двигателя и к преждевременному разрушению механизма. Область применения режима противовключения в СД ограничивается реверсом, при этом реверс реализуется, начиная с момента асинхронного запуска.
2. Рекуперативное торможение в синхронном ЭП может быть реализован только в том случае, если к ротору приложить со стороны некого вспомогательного источника (активного) механической энергии дополнительный момент, направленный в сторону вращения. Под действием этого момента скорость
ротора станет больше синхронной скорости. Изменяется знак
, рабочая точка
перейдет из 1-ого квадрата в 3-ий (на угловой характеристике). Знак момента изменится на противоположный, и по отношению к направлению угловой скорости момент станет тормозным. Под действием тормозного момента
, скорость
вновь снизиться до
. Очевидно, что для практической реализации снижения угловой скорости меньше
этот способ торможения неприменим.
Учитывая выше сказанное, единственный практически применимый способ торможения - динамическое торможение.

Рис.68 Механическая характеристика СД при рекуперативном торможении

Рис.69 Характеристика СД при рекуперативном торможении (
)
3. Динамическое торможение. Статорная обмотка отключается от источника 3-х фазного переменного напряжения и замыкается на тормозное сопротивление. Обмотка возбуждения ротора остаётся подключенной к источнику постоянного напряжения.
При этом, взаимодействие статического магнитного поля с токами во вращающемся роторе создаёт, в соответствии с правилом Ленца, момент направленный противоположно направлению вращающегося вала, т.е. тормозной. Механические характеристики аналогичны механическим характеристикам АД.
Интенсивность торможения определяется величиной
. Чем меньше
, тем торможение интенсивнее.

Рис.70 Схема подключения 

Рис.71 Механическая характеристика СД при динамическом торможении






