Принципы управления персоналом

Принципы управления персоналом отражают руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления людьми, и подразделяются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и учитываются во всех сферах управления и организациях.

К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, разделение труда, ответственность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.

Принцип целенаправленности управления предполагает четкую постановку и ранжирование целей перед каждым предприятием и его подразделением. При этом выделяется основная цель, определяемая миссией фирмы и цели-средства, необходимые для ее достижения.

Принцип разделения труда предполагает выделение уровней управления и специализацию отдельных работников на выполнении соответствующих функций. Так, на промышленном предприятии можно выделить следующие уровни управления: уровень мастера, уровень начальника участка, уровень начальника цеха, уровень директора. На каждом из них решаются свои задачи.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна соответствовать полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений.

Дисциплина должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов.

Принцип стимулирования предполагает мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное - в основном на психологическом воздействии на работников.

Принцип иерархичности предусматривает выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, построении аппарата управления, расстановке кадров.

Наряду с общими принципами существуют частные принципы управления персоналом, широко используемые в современном кадровом менеджменте:

- полное доверие к сотрудникам фирмы;

- проявление наибольшего внимания в управлении к людям и их инициативе;

- обеспечение сплоченности коллектива;

- максимальное делегирование полномочий исполнителям;

- систематическое совершенствование системы стимулирования и мотивации труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: