Принцип иерархичности

Литература

1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1986, с. 130-140.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

3. Барнет Ф. Целостность организма и иммунитет. М., Мир, 1964.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

5. Выготский Л. С. О природе эгоцентрической речи //Хрестоматия по общей психологии. М., Изд-во МГУ, 1981, с. 176-182.

6. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., Изд-во МГУ, 1982.

7. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.

8. Сидоренко К.В. Экспериментальная групповая психотерапия. С-П., 1993.

9. Советская энциклопедия. М., 1989.

10. Теяр де Шарден. Феномен человека. M.f Наука, 1987.

11. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994.

12. Философский словарь. М., Политиздат, 1991.

13. Швырков В.Б. О единстве физиологического и психического в поведении // Психологический журнал, №2, 1981, с. 19-32.

14. Швырков В.Б. Основные этапы развития системно-эволюционного подхода в психофизиологии // Психологический журнал, №3, 1993, с. 28-37.

15. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. М., Изд-во ИП РАН, 1995.

Приоритет «метагастемного» над «субсистемным» в трактовке причинности душевных явлений.

Принцип иерархичности требует поиска «метасистемной» (шдшдивидуалъной) причинности душевных явлений: активность «субсистемного» уровня включена по правилу содействия в «системный». Активность «системного» уровня включена по правилу содействия, соответственно, в «метасистемный» и т.д. Если выбрать для рассмотрения средний «системный» уровень, то влияние на него процессов уровня «метасистемного» имеет больший приоритет (влияет как причина), чем «сусистемного» (влияет как условие).

Психические явления должны рассматриваться с точки зрения стремления душевных Сил включить свою активность по правилу содействия в активность Метасил. Поэтому причину психических явлений следует искать в меньшей степени на «су6системном» уровне, то есть рассматривать их с точки зрения из чего они состоят, и в большей степени искать причину на уровне «метасистемном», то есть искать то, чему они служат, элементом чего они являются.

Индивидуальность образуют действующие из «бессознательного» Силы «системного» уровня (по Юнгу — «личное бессознательное») и Метасилы «метасистемного» уровня (по Юнгу — «коллективное бессознательное»), при этом Метасилы должны иметь приоритет по отношению к Силам нижнего уровня иерархии, согласно принципу иерархичности.

Исходя из принципа иерархичности, целостность «Ядра» душевного мира должна обеспечиваться активностью Метасил. Согласно Юнгу, эти Метасилы (Архетипы) следует рассматривать как живые Метасущества. пробуждение которых влечет человека к реализации Метацелей. как биологических, то есть обеспечивающих выживание, так и небиологических, то есть не обеспечивающих выживание, но дающих смысл жизни. И в том и другом случае индивидуальные Цели в целостной (здоровой) психике должны быть подчинены надындивидуальным Метацелям. Но у человека есть возможность еще одного выбора: служить Метацелям животным и быть животной индивидуальностью или служить духовным Метацелям — быть индивидуальностью духовной. Принцип саморазвития, о котором мы говорили на предыдущей лекции, рекомендует последнее.

Организационный подход принципа иерархичности предполагает относить Субсилы к «субсистемному» уровню, Силы — к «системному», а Метасилы — к уровню «метасистемному».

Приведем пример. Представьте себе три матрешки, вложенные друг в друга. Большая матрешка — это аналог Метасущества, сферу взаимодействия Метасуществ мы условились называть «метасистемный» уровень Средняя матрешка — это аналог Существа соответственно, это будет «системный» уровень И маленькая матрешка — это аналог Субсущества, это будет «субсистемный» уровень взаимодействия. Но в отличие от трех матрешек, которые вставлены друг в друга, тела системной иерархии Метасущество-Существо-Субсущество как бы растворены друг в друге. При этом активность Субсуществ включается по правилу содействия в акгивность Существ, а активность Существ включается по правилу содействия в активность Метасуществ и так далее.

Карл Юнг в качестве главных Сил, образующих индивидуальность человека, рассматривал животные Силы — Архетипы «коллективного бессознательного». Он их уподобил Духам далекого прошлого, причем Архетип «Самость» он считал самым главным. Именно животные Мегасилы прошлого помогают восстановить целостность душевного мира, например, при очень сильной душевной травме, но они же (Архетипы) и подавляют затем эволюционно молодые Метасилы (Веру, Честь, Пользу Любовь, Красоту, Истину и Справедливость), нарушая тем самым индивидуальную духовную эволюцию.

Цель лекции — понять принцип иерархичности как третий закон душевного мира, требующий рассматривать все его элементы как иерархию живых Сил.

Тема собеседования — возникновение неврозов и стратегия их исцеления в трактовке К. Юнга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: