Основные категории педагогики. Основные, фундаментальные категории педагогики – воспитание, обучение, образование и развитие

Основные, фундаментальные категории педагогики – воспитание, обучение, образование и развитие.

Воспитание – " деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства" [14, C. 2-3].

В широком смысле воспитание – передача накопленного исторического и культурного опыта (знаний, компетенций, ценностей) от поколения к поколению; процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. Воспитание охватывает воспитательную работу семьи, образовательных и общественных организаций, а также влияния на личность социума, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации и коммуникации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя образование и обучение.

Воспитательный процесс – закономерное изменение свойств и качеств его участников, условий воспитания и характера воспитательного взаимодействия.

Обучение – это:

· самый важный и надежный способ получения системного образования (В.П. Зинченко);

· процесс движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному (Ю.К. Бабанский);

· специфический процесс познания, управляемый педагогом (М.Н. Скаткин);

· целенаправленная, систематическая передача и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания (Б.Т. Лихачев);

· "целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневном жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни" [14, С.3];

· процесс приобретения новых или изменения имеющихся знаний, поведения, навыков, ценностей или предпочтений на основе синтеза различных видов информации.

Образование – сложный термин, который обозначает планируемые / непланируемые, формальные / неформальные процессы развития когнитивной, аффективной и психомоторной сфер личности в соответствии с ценностными ориентациями общества.

Образование понимается как:

· личностная и общественная ценность;

· процесс обучения и воспитания человека, посредством которого он развивает способности, отношения и другие формы поведения, рассматриваемые как имеющие ценность в обществе, в котором он живет;

· результат освоения индивидом накопленного человечеством опыта в виде системы ценностей, знаний, компетенций;

· система образовательных учреждений.

Неформальное образование – образование, которое осуществляется без структурированного преподавания или самообучение.

Обучение, воспитание и образование – особым образом организованная деятельность, результатом которой является развитие человека. Развитие – процесс роста и продвижения, например, физического, социального, познавательного, эмоционального. Развитие личности в обучении представляет собой "духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования" [8, С. 496].


Рис. 7.6. Прикладная педагогика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: