Входом процесса создания педагогической системы являются требования к ее конечному продукту – знаниям, компетенциям и личностным качествам выпускника образовательного учреждения. Эти требования являются социальным (государственным) заказом и формулируются в виде государственных образовательных стандартов или других документов.
На первом этапе разработки педагогической системы формулируется дидактическая задача: формируются видение и границы педагогической системы, определяются образовательные цели, производится отбор и структурирование содержания обучения образования, создается экономическое обоснование (определяются ограничения, связанные с организационными вопросами и материально-техническим обеспечением).
На втором этапе проектируется дидактическая система – определяются дидактические технологии, методы и средства обучения, система форм организации обучения, этапы жизненного цикла процесса обучения.
На третьем этапе осуществляется реализация спроектированной дидактической системы – разрабатывается учебно-методическое обеспечение педагогического процесса, подбираются и специально подготавливаются преподаватели, способные работать в спроектированной педагогической системе.
Развитие образования (англ. educational development) – изменение одного или более компонентов педагогической системы в позитивном направлении по критериям ценности.