Папирус

Растение папирус (Cyperus papyrus), принадлежащее к семейству осоковых (и когда-то в изобилии произраставшее в болотистых районах Нижнего Египта, где теперь его больше нет, хотя оно еще встречается в Судане), употреблялось египтянами для многих целей. Некоторые из применений папируса перечислены Геродотом76, Феофрастом77 и Плинием78 и уже описаны нами. Но главная его ценность заключалась в том, что из него изготовляли листообразный материал для письма, явившийся предшественником бумаги, которая в ряде

европейских языков заимствовала даже его название79.

Образцы растения папируса из Судана, по моим измерениям, имели от 2 до 3 м в длину, не считая цветущей верхушки и корня, максимальный же диаметр его [233] был равен 3,5 см80. Стебель имеет треугольное поперечное сечение и состоит только из двух частей: тонкой твердой внешней кожуры и внутренней крупноячеистой сердцевины. Именно последняя и шла на изготовление писчего материала. Способ изготовления пригодных для писания листов из этого на вид малоподходящего для такой цели материала описан Плинием81. По его словам, стебель растения разрезали на тонкие полоски, которые затем раскладывали вплотную одна к другой на столе, а поперек, под прямым углом, клали другой ряд таких же полосок. Потом все это смачивали нильской водой, прессовали и высушивали на солнце. Плиний говорит, что нильская вода, «мутная от ила, обладает всеми свойствами клея». Это сообщение Плиния неясно и неправильно. В нем, например, ничего не говорится

64 R. MacIver and A. C. Mace, El Amrah and Abydos, p. 31; Pl. XI (5, 6).

65 R. Macramallah, Un cimetiere archaique... a Saqqarah, 1940, pp. 3, 40-42, 47-50.

66 W. B. Emery, The Tomb of Hemaka, p. 43.

67 H. Schaefer, Priestergraber vom Totentempel des Ne-User-Re, p. 114.

68 G. Brunton, Qau and Badari, I, p. 71.

69 W. M. F. Petrie, Social Life in Ancient Egypt, p. 143.

70 T. E. Peet and С. L. Wооlleу, The City of Akhenaten, I, p. 81.

71 J. E. Quibell, The Tomb of Yuaa and Thuiu, p. 65.

72 W. M. F. Petrie and J. E. Quibell, Naqada and Ballas, pp. 23, 25.

73 H. E. Winlock and W. E. Crum, op. cit., pp. 72-74.

74 G. A. Wainwright, (a) in Heliopolis, Kafr Ammar and Shurafa; W. M. F. Petrie and Others, p. 37; (b) Bull.
Soc. Suit. de geogr.,
IX, Cairo, p. 179.

75 G. M. Crowfoot, The Mat Weaver from the Tomb of Khety, in Ancient Egypt, 1933, pp. 93-99.

76 Herod. II, 37, 92, 96; VII, 25.

77 Theophr., op. cit., IV, 8, 3, 4.

78 Plin, Nat. Hist., XIII, 21-26; XXIV, 51.

79 Нем.— Papier, франц. — papier, англ. — paper.— Прим. ред.

80 Получены мною от сотрудника Суданского геологического управления Г. У. Грэбема.

81 Plin., Nat. Hist., XIII, 21-26; XXIV, 51.


о верхней оболочке — снималась ли она или нет перед разрезанием стебля на полоски, хотя на основании следующего его утверждения, что кожура «шла только на изготовление веревок», можно предположить, что ее снимали. Далее, хотя во время разлива вода в Ниле полна грязи и ила, тем не менее она не содержит никаких связующих или склеивающих веществ. Дальнейшие слова Плиния о клейстере, «сделанном из лучшей пшеничной муки, заваренной кипятком», также далеко не ясны, но, вероятно, они относятся к скреплению нескольких листов папируса в один длинный свиток82.

Брюс83 «сделал несколько листов такой бумаги в Абиссинии и в Египте» и говорит, что «некоторые из них были превосходны». Однако это его заявление несколько умаляется другим, что «даже лучший папирус был всегда толстым и тяжелым, очень быстро высыхал, после чего становился твердым и жестким, и никогда не был белым». Брюс, так же как и Плиний, совершенно не объясняет, снималась ли с папируса кожура до [234] разрезания стебля на полосы. Видимо, нет, так как он говорит: «Было, очевидно, известное преимущество в том, чтобы класть кожуру в том же положении, в каком она была до ее отделения, то есть внутренней стороной к внутренней стороне, один ряд — в длину, другой — поперек, после чего на нее накладывали кусок тонкого картона от переплета какой-нибудь книги и все это придавливалось сверху грудой камней». Это делали, как подчеркивает Брюс, «пока материал был влажным», после чего его «оставляли просохнуть на солнце». Брюс добавляет, что, как ему кажется, «сахар или какое-то другое сладкое вещество, которым насыщен сок этого растения, и склеивает полоски между собою».

Я пробовал делать бумагу из папируса следующим образом: сначала я очистил стебель от коры, затем нарезал сердцевину на полоски и сильно сдавил их вместе. Но опыт оказался неудачным потому, что, как я понял позднее, папирус не был свежим. Он был прислан в Каир из Судана, и по дороге сердцевина высохла.

Батискомб Ганн, которому удалось по методу, выработанному Э. Перкинс, изготовить из росшего в его саду в Маади папируса великолепную бумагу84, познакомил меня с примененным им способом, в результате чего я научился делать такой же папирус. Прежде всего нужно нарезать свежие зеленые стебли папируса на куски такой длины, чтобы с ними было удобно обращаться; затем — содрать кожуру и расщепить сердцевину на толстые полоски (не обязательно одинаковой толщины), для чего на одном конце стебля ножом делается надрез и полоса отдирается; после этого на столе расстилается кусок влагопроницаемой материи и на нем параллельно друг другу, слегка внахлестку, размещаются полоски сердцевины; поперек них под прямым углом к первым раскладывается другой ряд полос, также перекрывающих друг друга. Все это следует покрыть тонкой влагопроницаемой материей и в течение часа или двух колотить округлым камнем таких размеров, чтобы его было удобно держать в руке, или деревянным молотком. По окончании этой процедуры положить весь материал на несколько часов или на ночь под [235] легкий пресс. Куски сливаются, крепко слипаются друг с другом и образуют один сплошной лист тонкой, пригодной для письма бумаги85, поверхность которой может быть дополнительно обработана путем лощения. Почти белый цвет получившейся бумаги был, к сожалению, несколько испорчен множеством светло-коричневых пятнышек, которых, без сомнения, можно было бы избежать при соответствующих мерах. Дырки или тонкие места нетрудно заделать до помещения листа под пресс и сушки. Для этого достаточно положить на место изъяна кусок свежей сердцевины и бить по нему до тех пор, пока он полностью не сольется с листом.

Когда был изобретен папирус — не известно. В Каирском музее имеются небольшие написанные на папирусе документы эпохи V86 и VI87 династий, и есть сведения о том,

82 Сообщение Плиния пересказано и комментировано Де ла Моллем (D. de la Моllе, in Memoire sur le papyrus et la fabrication du papier chez les anciens, 1850).

84 В настоящее время экспонирована в Каирском музее.

85 Без добавления какого-либо дополнительного связующего или клеющего вещества.
86№С. G. 58063,58064.

87 №1 49623, С. G. 58043.

J. Bruce, Travels to Discover the Sources of the Nile, 1805, VII, pp. 117-131.


что в Гебелейне88 недавно обнаружены еще десять таких документов VI династии. Еще более древним, однако, является неиспользованный свиток папируса, относящийся к эпохе I династии89.

Ткани

Ткани, как и большинство других предметов, сохранившихся со времен Древнего Египта, известны нам по находкам в гробницах, где их широко применяли для запеленания покойников. Иногда все же удается обнаружить какой-нибудь предмет одежды, который покойник носил при жизни, например рубашку или положенную в гробницу ткань, не предназначенную для запеленания.

Прядение и ткачество принадлежат к числу древнейших видов мастерства, которыми владели древние египтяне. Мы имеем образцы тканей, сделанных еще в эпоху неолита90. На стенах нескольких гробниц XII династии [236] в Бени-Хасане91 и в Эль-Берше92, а также в гробницах XVIII династии в Фивах93 изображено возделывание льна, обработка льняного волокна посредством колочения, прядение, тканье или некоторые из этих операций. В Каирском музее хранится найденная Уинлоком в Фивах модель эпохи XI династии,

г "94

изображающая женщин, занятых прядением и изготовлением тканей94.

Существует ряд работ, посвященных исследованию с различных углов зрения и описанию прядения и ткачества в Древнем Египте95; в одной статье, написанной Кроу фут, проводится сравнение между древними и современными методами. Пряжу пряли руками (преимущественно женщины) при помощи небольшого веретена, которое висело на ссучиваемой нити. Ткацкий станок был ручным и горизонтальным вплоть до гиксосского вторжения, когда на смену ему пришел вертикальный ткацкий станок.

Прялки96, веретена, напрясла и грузики от ткацкого станка часто встречаются при раскопках.

До позднего времени основным видом тканей, встречающихся в египетских гробницах, являются льняные ткани, хотя иногда находят ткани из травяного и тростникового волокна. Шерсть, хотя в какой-то мере она, по-видимому, всегда применялась для изготовления одежды, а в более позднюю эпоху применение [237] ее совершенно несомненно, считалась тем не менее нечистой в ритуальном отношении. Геродот, говоря о египтянах, писал97: «Ничего шерстяного нельзя вносить в храмы или хоронить с мертвыми; это запрещено». Лишь очень поздно Египет познакомился сначала с хлопком, а потом с шелком. Мы переходим к описанию каждого из этих материалов в порядке их значимости.

Chronique d'Egypte, 1936, pp. 57-58.

89 W. В. Emery, The Tomb of Hemaka, 1938, p. 14.

90 G. Caton-Thompson and E. W. Gardner, The Desert Fayum, pp. 46, 49, 88, 90.

91 Р. Е. Newberry, Beni Hasan, I, Pls. XI, XXIX; II, Pls. IV, XIII. F. Ll. Griffith, Beni Hasan, IV, Pl. XV.

92 P. E. Newberry, El Bersheh, I, Pl. XXVI.

93 N. de G. Davies, (a) Five Theban Tombs, Pl. XXXVII; (b) The The Tomb of Nefer-Hotep at Thebes, Pl. LX.

94 H. E. Winlock, The Egyptian Expedition, 1918-1920, in Bull. Met. Mus. of Art, New York, II (1920), p. 22.
H. Ling Roth and G. M. Crowfoot, Models of Egyptian Looms, in Ancient Egypt, 1921, pp. 97-101.

95 H. E. Winlосk, Heddle-Jacks of Looms, in Ancient Egypt, 1922, pp. 71-74.
A. C. Mace, Loom Weights inEgypt, in AncientEgypt, 1922, pp. 75-76.

G. Crowfoot, (a) Hand Spinning in Modern Egypt, in Ancient Egypt, 1928, pp. 110—117; (b) Methods of Hand Spinning in Egypt and the Sudan, in Bankfield Museum Notes, Second Series, 1931. W. M. F. Petrie, Kahun, Gurob and Hawara, pp. 27-28.

96 Уилкинсон (J. G. Wilkinson, The Ancient Egyptians, 1890, II, 87-88) путает прялку с веретеном.

97 Herod., II, 81.


Лен

Лен (первоначально Linum humile, но теперь Linum usitatissimum) возделывался в Египте с глубокой древности. До нас сохранились льняные ткани неолитического98, бадарийского99 и додинастического100 периодов и эпохи I династии101. Лен производится в Египте в значительном количестве и теперь. Плиний отмечает коммерческое значение выращивания льна в Египте. По его словам102, «благодаря льну... Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии»; он утверждает также, что страна «извлекает из льна огромные прибыли».

Древнеегипетские льняные ткани весьма различаются между собой по текстуре — от тончайшего газа до грубого холста. Ряд специалистов исследовали природу и качество египетских тканей, в том числе Дж. Томсон103, У. У. Миджли104, Т. Миджли105, Т. У. Фокс106, У. Г. Томсон107 [238], А. Ф. Кендрик108, А. Ф. Геннеберг109, Г. ЛингРот110 и Г. М. Кроуфут111. По словам Т. Миджли, «в настоящее время мы довольно хорошо изучили текстуру ткани раннединастического периода в Египте, а также хорошо разбираемся в устройстве ткацкого станка со всеми его принадлежностями... Из росписи гробниц... мы узнали, какой обработке подвергались стебли льна для получения лубянистых волокон, как их очищали, чесали, выравнивали, пряли и сучили. Наконец, мы видим на этих картинах уток и основу, прикрепленную колышками к земле, прутья, разделяющие нити... и изготовление ткани из этой тщательно подготовленной пряжи. Берда не было, поэтому... промежутки между нитями основы были больше, чем в современных тканях... Если не считать этого, то просто удивительно, что для примитивного ткачества и ткачей Древнего царства осталось неизвестным лишь немногое из того, что известно и практикуется в наши дни... Так, мы видим, что еще на заре истории Египта техника прядения и ткачества достигла высокого уровня. Нет сомнения, что ранние фазы эволюции ткацкого станка следует искать в недрах додинастической эпохи».

В гробнице Тутмоса IV было найдено несколько маленьких кусочков цветной гобеленовой льняной ткани112, а в гробнице Тутанхамона — несколько предметов из цветной гобеленовой льняной ткани и образцы вышивки113. [239]

Уинлок нашел гофрированную льняную ткань времен XI династии114, а в Каирском музее хранятся три образца гофрированных льняных тканей XVIII династии, причем

98 G. Сatоn-Тhоmpsоn and E. W. Gardner, The Desert Fayum, p. 46.

99 G. Brunton and G. Сatоn-Thоmpsоn, op. cit., pp. 64-67.

100 G. Brunton, Qau and Badari, I, pp. 70-71. W. M. F. Petrie, Prehistoric Egypt, p. 47.

101 W. B. Emery, The Tomb of Hemaka, p. 43.

102 Plin., Nat. Hist., XIX, 2.

103 Load, and Edin. Phil. Mag., 5, 1834. Пространно цитируется Уилкинсоном (J. G. Wilkinson, The Ancient
Egyptians, II (1890), pp. 75-79).

104 (a) In Historical Studies, Brit. School of Arch, in Egypt, pp. 37-39; (b) In Heliopolis, Kafr Ammar and
Shurafa, W. M. F. Petrie and E. Mackey, pp. 48-51.

105 (a) In The Badarian Civilization, G. Brunton and G. Сaton-Thompson, pp. 64-67; (b) In Qau and Badari,
J.G. Brunton, pp. 70-71.

106 In The Tomb of Two Brothers, M. A. Murray, pp. 65-69.

107 In The Tomb of Thoutmosis IV, H. Carter and P. E. Newberry, pp. 143-144.

108 Catalogue of Textiles from Burying-Grounds in Egypt, I, II, III.

109 A. V. Henneberg, Die altagyptischen Gewebe des Ethnographischen Museums im Trocadero. Bull. du
Musee d'ethnographie du Trocadero,
July 1932, pp. 3-17.

110 H. Ling Roth, Studies in Primitive Looms, 1934.

111 G. M. Crowfoot, (a) Methods of Hand Spinning in Egypt and the Sudan, 1931; (b) The Tunic of Tutankhamun,
Journal of Egyptian Archaeology, 27 (1941), pp. 113-130.

112 H. Carter and P. E. Newberry, The Tomb of Thoutmosis IV, pp. 143-144.

113 H. Carter and A. C. Mace, The Tomb of Tut-ankh-Amen, 1, pp. 171-172.

H. Carter, The Tomb of Tut-ankh-Amen, III, pp. 124-126. R. Pfister, Les textiles du tombeau de Toutankhamon, Revue des arts asiatiques, XI (1937), pp. 207-218.

114 Н. Е. Winlосk, Bull. Met. Mus. of Art, New York, Egyptian Exped. 1924-1925, p. 7, fig. 3.


на одной из них с исключительным искусством выполнены два ряда плиссировки, под прямым углом друг к другу115,

Шерсть

Хотя до позднего времени известно всего лишь несколько случаев находки шерсти в египетских гробницах, тем не менее нет никакого сомнения в том, что египтяне, разводившие большие стада овец, пользовались овечьей шерстью для изготовления одежды. Уже Геродот упоминает свободные белые шерстяные плащи, которые носили поверх льняной одежды116, а по утверждению Диодора, шерсть египетских овец шла «на одежду и украшения»117.

В могилах раннего христианского периода была найдена шерстяная одежда118; в эту же эпоху крашеная шерсть широко употреблялась для отделки льняных тканей. Немногочисленные находки шерстяных тканей более ранних периодов могут быть расположены в следующем хронологическом порядке: один додинастический образец «шерстяной вязаной материи коричневого цвета в сочетании с белым»119; образец, найденный в пирамиде Менкаура в Гизэ, о находке которого сказано: «часть костяка... обернутого в грубую шерстяную ткань желтого цвета»120 (здесь речь идет, по-видимому, о впускном погребении значительно более поздней эпохи, чем пирамида); один образец XII династии, найденный Петри121, который [240] в связи с этим говорит: «пряли также шерсть; горсть ткацких отходов состоит главным образом из синих шерстяных концов и синей шерсти вперемешку с небольшим количеством зеленых концов. Кроме того, найден еще ком непряденой красной шерсти». Брайтон нашел желтую шерсть, относящуюся ко II промежуточному периоду122, а Уинлок — плетеный шерстяной тюрбан дохристианской

1 9^

римской эпохи123, о котором он говорит: «По-видимому, в те времена, накануне нашей эры, в Фивах было модно обматывать волосы тонкой льняной вуалью, пока голова не становилась вдвое больше ее естественных размеров, а затем натягивать сверху такой коричневый с красным плетеный тюрбан, который завязывался сзади тесемками». Брайтон нашел

т. г ««««124

в Мостагедде остатки шерстяных тканей раннеримской, позднеримской и коптской эпох

Хлопок

Родиной хлопчатобумажного производства, несомненно, является Индия, откуда оно распространилось на запад. В Индии в Мохенджо-Даро были найдены хлопчатобумажные ткани, сотканные в период между 3250-2750 годами до н. э.125. Шофф пишет126, что «бумажная пряжа и ткани много раз упоминаются в законах Ману, относящихся к 800 году до н. э.».

115 The Egyptian Museum, Cairo, A Brief Description of the Principal Monuments, 1932, p. 98 (№ 6094).

116 Herod., II, 81.
117Diod., I,6.

118 G. A. Reisner, Arch. Survey of Nubia, Report for 1907-1908,I, p. 107.
С. М. Firth, Arch. Survey of Nubia, Report for 1908-1909, pp. 36, 91, 96.
С. М. Firth, Report for 1910-1911, pp. 98, 124, 190.

G. Вrunton, Qau and Badari, III, p. 26.

119 W. M. F. Petrie and J. E. Quibell, Naqada and Ballas, p. 24.

120 H. Vyse, The Pyramids of Gizeh, II, p. 86.

121 W. M. F. Petrie, Kahun, Gurob and Hawara, p. 28.

122 W. M. F. Petrie and G. Вruntоn, Sedment, I, pp. 17-20.

123 H. E. Winlock, The Egyptian Expedition 1924-1925, inBull. Met. Mas. of Art, New York, II (1926), pp 31-32.

124 G. Brunton, Mostagedda, pp. 138, 139, 142, 143.

125 J. Marshall, Mohenjo-daro and the Indus Civilization, pp. VI, 33, 194; E. Mackay, The Eearly Indus
Civilisation, pp. 103, 107, 137-138. (Э. Маккей. Древнейшая культура долины Инда. Издательство иностранной
литературы. М., 1951, стр. 82, 84 и сл.).

126 W. Н. Schoff, The Periplus of the Erythraean Sea, p. 71.


По словам Геродота (V век до н. э.), в Индии «на диких деревьях растет шерсть, красивее и лучшего качества, чем овечья; эти деревья снабжают индийцев одеждой»; и далее: «индийцы носили одежду из древесной шерсти»128. [241]

На ассирийском цилиндре времени Синахериба (VII век до н. э.) упоминаются

«деревья, дающие шерсть»129.

Феофраст (IV—III века до н. э.) пишет, что остров Тилос (то есть Бахрейн) в Аравийском (то есть Персидском) заливе «производит в изобилии деревья, дающие шерсть», и говорит о выделываемых из этой «шерсти» тканях130 и о том, что «дерево это встречается также в Индии и в Аравии». Плиний (I век н. э.) заимствует описание хлопка у Феофраста, но противопоставляет деревья, дающие «шерсть» (хлопчатник), деревьям, дающим «Seres» (шелк), то есть тутовому дереву, с коконами шелковичных червей131.

Геродот (V век до н. э.) рассказывает, что два льняных нагрудника, подаренных египетским царем Амасисом (XXVI династия, приблизительно 569-525 годы до н. э.), один — самосцам или лакедемонянам, а другой — храму в Линде, были вышиты хлопчатобумажными нитками132.

Плиний (I век н. э.) рассказывает, что «в верхней части Египта, вблизи Аравии, растет

кустарник, известный под названием gossypium»133, и что «из него изготовляют самые дорогие одежды для египетских жрецов»133. Он же говорит, что «граничащая с Египтом Эфиопия в общем не имеет ценных деревьев, за исключением дающих шерсть»134. Не следует, однако, забывать, что Плиний далеко не является образцом абсолютной точности.

Древнейшие хлопчатобумажные ткани в Египте относятся к римскому периоду и найдены в Караноге в Нубии. Вначале они были приняты за льняные135, но позднее эксперты установили, что они сделаны из хлопка136. [242]

Предполагается, что эти ткани, возможно, суданского происхождения; основанием для такого предположения является открытие Рейснером в Мероэ (Судан) хлопчатобумажных тканей греко-римской эпохи137, а также сообщения в древних письменных источниках об употреблении в Нубии хлопка; одно из этих сообщений относится приблизительно к 250 году н. э., а другое — ко времени приблизительно на восемь столетий позднее138. Р. Пфистер, специально изучавший древнеегипетские ткани, писал мне, что хлопчатобумажные ткани стали известны в Египте только несколько столетий спустя после арабского завоевания (640 год н. э.) и что наиболее ранние из известных образцов были сотканы не в Египте

127 Herod., III, 106.

128 Herod., VII, 65.

129 L. W. King, in Proc. Soc. Biblical Arch., XXXI (1909), pp. 339-343.

130 Theophr., Historiaplantarum, IV, 7, 7, 8.
131Plin., Nat. Hist., XII, 21.

132 Herod., III, 47.

133 Plin., Nat. Hist., XIX, 2.
134Plin. Nat. Hist., XIII, 28.

135 С. L. Wooley and D. Randall MacIver, Karanog, The Roman-Nubian Cemetery, pp. 27, 28, 245 (G. 394,
G. 531, G. 7511), Pl. 108, fig. 1.

136 F. Ll. Griffith and G. M. Crowfoot, On the Early Use of Cotton in the Nile Valley, Journal of Egyptian
Archaelogy,
XX (1934), pp. 5-12.

137 R. E. Masseу, A Note on the Early History of Cotton, Sudan Notes and Records, VI (1923), pp. 231-233.
Перед отъездом из Судана Мэсей передал мне свои образцы и микроснимки, и я, таким образом, получил
возможность проверить его выводы, которые подтвердились.

138 См. сноску 136.

139 R. Pfister, L'introduction du coton en Egypte musulmane, Revue des arts asiatiques, XI (1967), pp. 167-172.


Шелк

Родиной шелка является Китай, и, вероятно, шелк впервые попал в страны Средиземноморья через Персию. В Египте шелк стал употребляться поздно. Первым известным нам упоминанием являются слова Лукана (середина I в. н. э.), который, описывая Клеопатру, говорит о «ее белых грудях, сверкавших сквозь плотно сотканную благодаря искусству серес ткань Сидона, которая была прорежена иглой нильского мастера,

г " " 140

сделавшего ткань более прозрачной путем выдергивания нитей утка»

Недавно в Костоле, к югу от Абу Симбела, был найден клочок цветной шелковой ткани; точная дата его еще пока не ясна, но, вероятно, он относится ко времени не ранее IV века нашей эры141. Я исследовал его и обнаружил, что в данном случае это шелк не тутового шелкопряда (то есть не продукт гусеницы Bombyx mori), [243] а «дикий шелк» типа туссы142. Брайтон нашел в Верхнем Египте шелковую синюю с красным кайму к одеянию римской эпохи143. Начиная с IV века н. э. шелк получает более широкое распространение.

Трава и тростник

Мы уже говорили об использовании травы и тростника для плетения циновок, но эти материалы употреблялись также и для изготовления тканей. Миджли пишет144, что некоторые додинастические ткани, считавшиеся льняными, на самом деле, вероятно, были сделаны не из льна. Вот что он говорит по поводу некоторых тканей, найденных в Арманте145: «Микроструктура волокна та же, что и у волокна некоторых бадарийских тканей». «Это, по-видимому, какая-то фиброваскулярная ткань, не имеющая ничего общего со льном». Некоторые образцы, говорит он145, «спрядены из тростникового волокна...», а другие «сотканы из пряжи, изготовленной из Травяного или тростникового волокна...» И далее: «Волокно из Мостагедды не оставляет и тени сомнений в том, что от бадарийского до раннеримского периода, кроме льна, употреблялись и другие растительные волокна...»145 Совершенно очевидно, что история различных видов волокна, применявшихся в ткацком деле Древнего Египта, требует еще глубокого изучения.

Пенька

По поводу применения в Древнем Египте для изготовления тканей пеньки Миджли пишет146: «Пенька и есть то волокно типа «А», которое мы встречаем в тканях бадарийского и додинастического периода и эпохи чашеобразных могил. Я встречал его также в тканях династического периода на местах бадарийских поселений». В свою очередь о некоторых тканях римской эпохи он также говорит146, что «они, несомненно, сотканы [244] из пеньковой пряжи». Ботанический источник пеньки не уточнен. Название «пенька» применяется к целому ряду лубянистых волокон различных растений, и по крайней мере одно из них — так называемая индийская конопля (Hibiscus cannabinus) — произрастает в Египте.

Китайская крапива

Миджли сообщает о ткани додинастического периода, сделанной из волокна китайской крапивы рами147, но опубликованная им микрофотография далеко не убедительна.

140 Luсan, Pharsalia, X, 141; цитировано Шоффом (W. H. Schoff, op. cit., p. 265).

141 W. B. Emery, The Royal Tombs of Ballana and Qustul, p. 385.

142 Туеса, или туссор, — ткань из коконов индийского шелкопряда. — Прим. ред.

143 G. Brunton, Qau and Badari, III, p. 26.

144 G. Brunton and G. Caton-Thompson, The Badarian Civilisation, p. 67; G. Brunton, Mostagedda, pp. 145-146.

145 R. Mond and О. Н. Myers, The Bucheum, I, pp. 71-72.

146 G. Brunton, Mostagedda, p. 145.

147 W. M. Midlgеу, (a) Heliopolis, Kair, Ammar and Shurafra, W. M. F. Retrie and E. Mасkay, p. 50;
Pl. LVIII; (b) The Labirinth, Gerzeh and Mazghuneh, W. M. F. Petrie, G. A. Wainwright and E. Mackay, p. 6.


То, что указанный материал действительно представляет собою рами, нуждается еще в дополнительном подтверждении, тем более что родиной рами является Китай и проникновение ее в Египет в столь раннюю эпоху весьма неправдоподобно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: