В. Фаянс

Под «египетским фаянсом» подразумеваются изделия из глазурованной кварцевой фритты (толченого кварца). Термин «глазурованные силикатные изделия», предложенный Бертоном8, слишком расплывчат, так как он должен охватывать и глазурованную силикатную керамику. Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига. Употребляемый иногда термин «глазурь» в данном случае также непригоден; назвать глазурованный предмет «глазурью» так же нелепо, как лакированную вещь — «лаком». Мы различаем обыкновенный фаянс и ряд вариантов. Перейдем к их описанию.

Обыкновенный фаянс

Типичный египетский фаянс состоит из вещества основы (сердцевины), покрытого стекловидной щелочной [254] глазурью. Он изготовлялся с додинастического периода до XIV века н. э.10.

Вещество основы

Вещество основы всегда имеет зернистую структуру; обычно оно рыхло или даже очень рыхло, хотя иногда бывает твердым; в большинстве случаев оно состоит из очень мелких частиц, но иногда — из сравнительно крупных. Чаще оно бывает белого или почти белого цвета, но иногда имеет коричневатый, серый или желтоватый, а изредка чуть голубоватый или зеленоватый оттенок11.

Были исследованы сотни, а возможно, и тысячи образцов обыкновенного фаянса, но нет никакого смысла приводить подробные описания всех анализов, хотя стоит, пожалуй, остановиться на цвете вещества основы некоторых образцов. Ниже я привожу данные по сорока одному образцу эпохи I и II династий. Эти образцы находятся в Каирском музее и представляют некоторый интерес, поскольку они относятся к сравнительно раннему периоду в истории применения этого материала:

Цвет вещества основы Количество образцов %
Очень белый Серый Слегка желтоватый От светло- до темно-коричневого1 8 3 11 19 7 27 46
     

1 Судя по цвету, материалом служил толченый песок или песчаник.

6 См. также Н. С. Beck, Notes on Glazed Stones, Part I, Glazed Steatite, in Ancient Egypt and the East, 1934,
pp. 69-75, and F. A Bannister and H. J. Plenderleith, Journal of Egyptian Archaeology, 22 (1936), pp. 2-6.

7 W. M. F. Petrie, Prehistoric Egypt, p. 42.

8 W. Burton, Ancient Egyptian Ceramics, in Journal Royal Society of Arts, 60 (1912), p. 596.

9 W. M. F. Petrie, Prehistoric Egypt, p. 42.

10 См. стр. [270].

11 Это — рыхлый материал, не похожий на то твердое синее или зеленое вещество, из которого состоит
сердцевина фаянса описываемого ниже как вариант D. Его появление отмечается со времени XVIII династии.


В некоторых маленьких синих изразцах из ступенчатой пирамиды в Саккара и прилегающей к ней большой [255] гробницы (III династия) материал основы был очень чистого белого цвета; несколько плиток от мозаики из дворца в Эль-Амарне (XVIII династия) имеют белую сердцевину крупнозернистой структуры. У образцов XIX-XX

1 9

династий из Кантира сердцевина крупнозернистая, коричневого цвета12. Из восемнадцати образцов греко-римской эпохи, найденных в Фаюме, у двенадцати сердцевина белая или почти белая, у пяти — коричневая, а у одного — серая. Четыре образца фаянса мусульманского периода имеют очень белую сердцевину.

Материал основы, как мелко- так и крупнозернистый, при рассмотрении под микроскопом оказывается состоящим из острых, угловатых зерен кварца без какой-либо видимой примеси других веществ.

Лишь очень немногие результаты химических анализов этого вещества опубликованы, но и среди них далеко не все удовлетворительны, поскольку в них не приводятся даты исследованных образцов и в ряде случаев исследовался не обыкновенный фаянс, а тот или иной из его вариантов12.

Материалом для белой основы могут служить только три вещества: толченый кварц, толченый торный хрусталь и толченая белая кварцевая галька. Из всех трех путем тщательного размалывания мне удалось получить материал, фактически ничем не отличающийся от древнего. Во всяком случае, известен один специалист по подделке древнеегипетского фаянса, который пользуется как толченой кварцевой породой, так и толченым горным хрусталем.

Что же касается коричневой, серой и желтоватой сердцевины, то, вероятно, в этих случаях был использован толченый песок, песчаник или кремень; окраска же является следствием естественных примесей в этих веществах.

Глазурь

Глазурь применялась чаще всего синяя, зеленая или зеленовато-синяя, но иногда фиолетовая, белая, желтая и двуцветная или многоцветная13. Это так называемая [256] щелочная глазурь, состоящая из стекла. По химическому составу это в основном силикат натрия-кальция, силикат калия-кальция без всяких следов свинца14. Следует отметить только два опубликованных анализа глазури, настолько полных и подробных, что можно не сомневаться в том, что исследованное вещество было действительно обыкновенным фаянсом15.

Из результатов анализов ясно, во-первых, что глазурь является стеклом того же состава, что и древнее стекло, но процент извести (окиси кальция) в ней ниже, а окиси кремния — выше, чем в древнем стекле, и, во-вторых, что цвет глазури, так же как и в большинстве случаев цвет стекла, объясняется присутствием какого-то соединения меди. Большое количество поташа и малое — соды в одном из образчиков показывает, что употребленной в данном случае щелочью была не природная сода, а какая-то растительная зола.

Частичный анализ синей глазури на додинастической бусине из шерта, произведенный Гербертом Джексоном для Горация Бека, показал, что глазурь в основном состояла из силиката натрия лишь со следами кальция и что она была окрашена каким-то соединением меди16. Поскольку в этом случае в качестве щелочи была использована сода, это, очевидно, была либо природная сода, либо зола, образующаяся при сжигании особых видов растений, произрастающих близ соленых вод17.

12 Анализы см. на стр. [704-705].

13 Черная и красная разновидности фаянса описаны на стр. [262-264].

14 Причины, по которым мы особенно подчеркиваем это, см. на стр. [268].

15 Анализы см. на стр. [705].

16 Н. С. Beck, Notes on Glazed Stones, Part II, Glazed Quartz, in Ancient Egypt and the East, 1935, p. 23.

17 См. стр. [276].


Броньяр пишет18, что глазурь египетского фаянса была исследована Бюисоном, Лораном, Малагути и Сальвета и что она состоит из кремнезема и соды, окрашенных соединением меди. Франше подтверждает19, что глазурь представляет собою соединение кремнезема и соды. [257]

Формование

Далее следует рассмотреть вопрос о том, как же такому непластичному материалу, как толченый кварц, придавали определенную форму. Предположение Бертона20 о том, что фаянсовые изделия вырезывались из песчаника, неприемлемо по многим причинам. Вот основные из этих причин: во-первых, зернообразные частицы применявшегося вещества не имеют естественно округлой формы, характерной для песчаника; они острые и угловатые, что свидетельствует об искусственном дроблении материала; во-вторых, в природе не существует такого чисто белого песчаника, и, наконец, вещество, из которого состоит сердцевина фаянса, настолько рыхло, что оно совершенно непригодно в качестве материала для резьбы. Вопрос был частично разрешен в результате находки очень большого количества краснокерамиковых форм, хотя все они относятся ко времени не раньше XVIII династии. Петри привез из Эль-Амарны около пяти тысяч таких форм, предварительно отбросив большое количество наиболее грубых экземпляров21. Уинлок упоминает «сотни форм для бус, подвесок и колец» из мастерских на территории дворца Аменхотепа III22. Махмуд Хамза собрал в Кантире «около десяти тысяч форм» эпохи XIX-XX династий, «на большей части которых остались следы краски и пасты, применявшихся в процессе производства»23. «Сотни форм для изготовления скарабеев, экспортировавшихся в Грецию, были найдены в Навкратисе»24. «Такие же формы были обнаружены во многих других местах — в Мемфисе, Фивах, Гуробе и т. д.»25. Описывая эти формы, Петри говорит: «В некоторых из них сохранились остатки кремнистой пасты, которой они были [258] заполнены, когда их выбросили». Большая часть этих форм предназначалась для мелких изделий — украшений, подвесок и скарабеев, но имеются также и более крупные формы для изготовления ушебти и других фигур. Все найденные формы были открытыми или односторонними, то есть они предназначались только для одной (лицевой) стороны изделия. Петри пишет27, что «пасте придавали в форме приблизительный объем и очертания будущего изделия, а когда заготовка высыхала, отдельные детали доделывались при помощи какого-то заостренного инструмента» и что «крупные предметы изготовлялись по частям; перед глазурованием части собирались и оклеивались при помощи той же пасты». В отношении фаянса из Кантира Хейс говорит, что «статуи и все более крупные изразцы вылепливались от руки, а не формовались... Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на который слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса, глазурь же (...) наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии»28. У некоторых форм края в верхней части пересекаются узким желобком, в который вкладывался кусок толстой медной проволоки. После этого форму заполняли пластичной пастой из толченого кварца, которая накладывалась и поверх проволоки. После обжига проволоку выдергивали; в изделии оставалось сквозное отверстие, которым можно было пользоваться для подвешивания.

18 A. Brongniart, Traite des arts ceramiques ou des poteries, I, 506.

19 L. Franchet, Ceramique primitive, p. 92.
2° W. Burton, op. cit., pp. 594-599.

1 W. M. F. Petrie, Tell-el-Amarna, p. 30.

22 H. E. Winlock, Bull. Met. Museum of Art, New York, VII (1912), p. 187.

3 M. Hamza, Excavations of the Department of Antiquities at Qantir, Annales du Service, XXX (1930), p. 42.

4 W. M. F. Petrie, The Arts and Crafts of Ancient Egypt, pp. 118-119.

5 W. M. F. Petrie, Tell-el-Amarna, p. 30.

6 W. M. F. Petrie, The Arts and Crafts of Ancient Egypt, pp. 118-119.

7 W. М. F. Petrie, The Arts and Crafts of Ancient Egypt, pp. 115-116.

28 W. С. Hayes, Glazed Tiles from a Palace of Ramesses II at Kantir, p. 8.


Хамза нашел в Кантире кусок такой сильно корродированной проволоки, которая в настоящее время находится в Каирском музее29. Эта проволока имеет 8,1 см в длину, диаметр же в нынешнем корродированном состоянии колеблется от 1 до 2 мм. Очевидно, именно эти желобки были приняты Петри за «протоки для выхода излишков материала»30. Однако фаянсовые изделия не всегда изготовлялись в формах. По словам Рейснера31, тонкие чаши, более крупные кувшины и некоторые [259] кувшины, найденные в египетской колонии Среднего царства в Керма (Судан), сделаны на гончарном круге; большая часть мелких кувшинов сделана на болванках; несколько грубых кувшинов носят следы выдалбливания, как будто они были первоначально вылеплены сплошными, а потом выдолблены внутри, пока материал был еще во влажном состоянии. Он говорит также, что фигуры и амулеты вылеплены от руки и отделаны при помощи резца или какого-то заостренного орудия и что ни один из этих предметов не был изготовлен в форме. Я позволю себе высказать предположение, что чаши и вазы, в особенности сосуды в форме чайников, служившие для возлияний, могли быть сделаны только на гончарном круге, а не путем формовки, хотя в формах могли быть изготовлены носики и крышки.

Фаянс с дополнительным слоем (вариант А)

Иногда попадаются образцы фаянса, в котором между двумя слоями вещества — основой и покрывающей ее глазурью — имеется еще дополнительный слой. Этот дополнительный слой был впервые обнаружен Рейснером32, который, насколько мне известно, единственный и приводит его описание. Однако любые обобщения относительно преобладания этого третьего слоя были бы опасны без предварительного анализа такого большого количества образцов фаянса разных видов и разных эпох, которое не в состоянии исследовать один человек. Трудность заключается также и в том, что наличие третьего слоя можно обнаружить только на разбитых предметах, которые редко экспонируются в музеях. Тем не менее я постараюсь изложить все, что знаю по этому поводу на основании собственных наблюдений. Кроме описанного Рейснером фаянса XII династии из Керма, третий слой имеется в фаянсе той же эпохи из Шальфака (Саррас), также в Судане, в чем я лично убедился при осмотре образцов из обоих мест. Но из сорока одного образца I и

II династий третьего слоя не оказалось ни в одном. Не было его ни в синих изразцах

III династии из Саккара, ни в нескольких образцах XII династии из Лишта, ни в образце той
же эпохи из [260] Эль-Берше. Он был обнаружен лишь в одном из нескольких сотен
образцов XVIII династии, а именно на обломке синего изразца из Дейр-эль-Бахри, и
на нескольких недатированных образцах, возможно, той же династии. Третий слой изредка
попадается на образцах более поздних периодов, но из многих сотен обследованных
образцов он был обнаружен в сравнительно небольшом количестве экземпляров, а именно:
(а) в нескольких кусках грубой коричневой сердцевины, найденных Махмудом Хамзой
в Кантире33; (b) в группе фигурок ушебти XXVI династии и (с) в двух из большого
количества образцов греко-римской эпохи. На четырех образцах арабского времени третьего
слоя не было. Толщина добавочного слоя в измеренных экземплярах колеблется от 0,5
до 2,5 мм. По-видимому, такая же толщина типична и для всех остальных образцов.
В образцах из Керма он был белым на светло-сером веществе основы и, по словам Рейснера,
был очень похож на штукатурку из обожженного гипса; в образце из Шалфака он был белым
на светло-синей основе; на упомянутом изразце XVIII династии — белым на бледно-голубой
основе; на кантирских образцах — белым на коричневой основе; на фигурках ушебти
XXVI династии — белым на темно-серой основе; на одном из образцов греко-римской эпохи

29 №J.64523.

30 W. M. F. Petrie, Naukratis, I, p. 37.

31 G. A. Reisner, Kerma, IV-V, p. 137.

G. A. Reisner, Excavations at Kerma, IV-V, pp. 134-175. ' M. Hamza, Excavations of the Department of Antiquities at Qantir, Annales du Service, XXX (1930), pp. 31-68.


— белым на красноватой основе, а на другом — белым на серой основе. Во всех случаях, когда его удавалось тщательно изучить, дополнительный слой состоял из очень мелко истолченного кварца, всегда более тонко измельченного и более компактного, чем вещество основы. Можно не сомневаться, что, как утверждает Рейснер, этот особый дополнительный слой наносился для усиления или изменения цвета глазури. Так, например, чтобы коричневое, серое или желтоватое вещество основы не повлияло на красоту и блеск синей глазури, между ними прокладывали слой идеально белого вещества. Иногда для получения зеленой глазури под синюю глазурь наносился желтый слой, отчего она приобретала зеленоватый оттенок, а в одном случае белый слой под темно-синей глазурью был нанесен лишь местами для достижения более светлого оттенка, в [261] результате чего получился светло-голубой узор на темно-синем фоне.

Что же касается способа нанесения этого «особого» слоя, состоящего из чрезвычайно мелко истолченного порошка кварца, то опыты показали, что хороший, крепко пристающий белый слой любой толщины может быть образован из смеси тончайшего кварцевого порошка с раствором природной кристаллической соды при последующих сушке и обжиге. Ввиду пористости вещества основы эта смесь не должна была быть слишком вязкой (иначе вследствие поглощения воды кварцем она настолько загустевает, что не накладывается ровным слоем), и, если ею аккуратно облить изделие, она образует ровный слой с гладкой поверхностью и крепко держится после сушки и обжига.

Черный фаянс (вариант В)

Известно лишь несколько находок черного фаянса, а именно небольшой изразец34 и несколько маленьких плиток от мозаики35 эпохи III династии из Саккара; маленькие бусины раннединастического периода (VI, VIII и IX династий)36, но возможно, что в нескольких случаях глазурь на бусах вначале была зеленой и почернела позднее; бусы Среднего царства и II промежуточного периода37; мозаика из Эль-Амарны (XVIII династия) и Кантира (XIX династия) и плакеты из дворца Рамзеса III в Мединет-Абу (XX династия). Во всех исследованных образцах (кроме бус, у которых сердцевина была белой) сердцевина была либо темно-серой, либо темно-коричневой и состояла из обычного толченого кварца, окрашенного окисью железа. Вполне вероятно, что окись железа прибавлялась умышленно, отчего это вещество и может рассматриваться как отдельный вариант. [262]

Красный фаянс (вариант С)

В очень редких случаях красным фаянсом бывает обыкновенный фаянс с красной глазурью, нанесенной на белую или почти белую основу. Примерами такого красного фаянса могут служить две небольшие продолговатые плитки и несколько фрагментов плиток времен III династии из Саккара, находящиеся в настоящее время в Каирском музее38, а также два образца эпохи XVIII династии из Эль-Амарны. Обычно же красный фаянс представляет собою отдельную разновидность, в которой красной бывает сердцевина, глазурь же может быть иногда красной, а иногда почти бесцветной.

«Красный цвет, — говорит Петри, — от кирпично-красного до каштанового, характерен для эпохи Эхнатона и никогда, или почти никогда, не встречается в эпоху Рамессидов и в более поздние времена»39. С тех пор как Петри написал эти строки,

34 D. Valeriani and G. Segato, Atlante del Basso ed Alto Egitto, 1835, Pl. T 37D.

35 Каирский музей, № J. 69563 A, B, C; 69564 A, B, C, D, E, F, G; и № 69565.

36 Найдены Брайтоном (еще не все опубликованы) и исследованы мной. Их не следует смешивать с бусами
из черного стекловидного вещества, описанными Беком (Н. С. Beck, in G. Brunton, Qau and Badari, II, pp. 23, 24).

37 G. Brunton, Mostagedda, pp. 114, 125, 126, 134.

38 № J. 69565, 69566 А, 69566 В, 69566 С, 69567, 69568.

39 W. M. F. Petrie, Burlington Fine Arts Club. Exhibition of the Art of Ancient Egypt, 1895, Glass and
Glazing, p. XXVIII.


было найдено много новых образцов красного фаянса. Кроме уже упомянутых нами плиток, мы встречаем упоминание о таких же красных плитках эпохи III династии из Саккара; Брайтон нашел несколько красных фаянсовых шаровидных бусин (II промежуточный период)41; большое количество красного фаянса относится к XVIII, XIX и XX династиям. Красный фаянс XVIII династии представлен в виде бус, подвесок к ожерельям и элементов мозаики. Такие подвески и мозаика были очень распространены в Эль-Амарне; подобные же подвески были найдены в гробнице Тутанхамона. От XIX династии (царствование Рамзеса II) и XX династии (царствование Рамзеса III) сохранились изделия из красного фаянса, зарытые под фундаментами зданий; в эти эпохи красный фаянс шел на изготовление бус; из него сделана также мозаика во дворце Рамессидов в Кантире; в эпоху XX династии мы находим мозаику из красного фаянса в плакетах во дворце Рамзеса III в Мединет-Абу. Те из упомянутых предметов, которые находятся в Каирском музее, были исследованы. [263] При осмотре нескольких образцов раннединастического фаянса, находящихся в Каирском музее, на первый взгляд кажется, что они имеют красную сердцевину и покрыты синей или зеленой глазурью, но при более тщательном обследовании становится ясно, что, хотя поверхность сердцевины в старом изломе и кажется красной или красноватой, окраска эта только поверхностная, вызванная, очевидно, поверхностным окислением присутствующих в веществе соединений железа; глубже — коричневый цвет сердцевины, возможно, вследствие применения в данном случае коричневого песка. Относительно состава красной сердцевины Петри пишет: «...для получения красного цвета к веществу

основы примешивали гематит и все это вместе покрывалось сверху прозрачной глазурью»42. Анализ ряда образцов показал, что сердцевина их состояла из очень мелкого толченого красного порошка, оказавшегося кварцем, окрашенным красной окисью железа. Сравнение с образцами красного кварцевого песка, истолченного так же мелко, как вещество сердцевины красного фаянса, и подвергнутого наряду с последним химическому и микроскопическому анализам, показало, что вещество основы фаянса не является естественным мелкоистолченным красным песком (то есть красным кварцевым порошком), а представляет собою искусственную смесь кварца с красной охрой или какой-нибудь другой окисью железа.

Красный фаянс не имеет ничего общего с красной глазурованной керамикой арабского периода.

Фаянс с твердой синей или зеленой сердцевиной (вариант D)

У этой разновидности фаянса сердцевина из зернистого кварца обычно бывает более твердой, чем у обыкновенного фаянса, а иногда даже очень твердой; она окрашена в синий или зеленый цвет и всегда покрыта отчетливо выделяющейся глазурью того же цвета, что и основа, хотя обычно более светлого оттенка. На первый взгляд может показаться, что окраска сердцевины [264] вызвана случайным частичным проникновением глазури в вещество основы, но против этого есть два веских возражения: во-первых, глазурь, по всей вероятности, была слишком густой, чтобы таким образом просочиться в вещество основы43, и, во-вторых, при таком проникновении окраска сердцевины была бы наиболее интенсивной у поверхности, постепенно бледнея по направлению к центру, тогда как на деле мы не видим никакого изменения в окраске, которая остается совершенно однородной, хотя изредка можно заметить мельчайшие частицы более темного синего или зеленого, похожего на глазурь вещества, разбросанные равномерно по всей сердцевине. Об этом упоминает Франше; он пишет, что «...иногда употреблялась синяя глазурь, зерна которой можно легко различить в массе вещества». Поэтому можно предполагать, что мастера умышленно

40 D. Valeriani ed G. Segato, loc. cit.

41 G. Brunton, Mostagedda, p. 126.

42 W. M. F. Petrie, Arts and Crafts of Ancient Egypt (1910), p. 118.

43 См. стр. [280], где говорится о несомненных случаях проникновения глазури в вещество основы.


добавляли к кварцу немного мелкоистолченной глазури или толченую смесь из материалов, применявшихся для изготовления глазури, чтобы путем сплавления увеличить твердость фаянса. Это же предположение высказывает и Франше, который считает, что примешивание к кварцу глазури имело целью сделать обыкновенный фаянс менее хрупким44. Хотя добавленная глазурь играла также роль связующего вещества, это свойство ее могло проявиться лишь после обжига; таким образом, при изготовлении фаянсовых предметов вручную, без применения форм, необходимо было добавлять к материалу обычные связующие вещества, без чего формовка и покрытие глазурью были бы невозможны. Возможно и другое объяснение: случайно испорченные или забракованные по каким-то другим причинам изделия вновь перемалывались — сердцевина вместе с глазурью — и шли на изготовление новых предметов в качестве материала для основы. Эту разновидность фаянса обычно относят к эпохе XXVI династии, но до нас сохранилась найденная в Саккара плитка от мозаики, по-видимому, из такого же материала, относящаяся к III династии45. [265] Помимо исследования большого количества образцов при помощи лупы, двенадцать образцов было подвергнуто микроскопическому анализу46.

Стекловидный фаянс (вариант Е)

Следующим этапом в эволюции фаянса является изготовление материала, который хотя представляет собою, несомненно, дальнейшее развитие предыдущего типа (варианта D), но, строго говоря, не является фаянсом в соответствии с приведенным определением, так как он не имеет сердцевины, покрытой отдельной глазурью, а состоит из совершенно однородной массы без облицовочного слоя глазури47, впрочем, обычно, но не всегда, он имеет блестящую поверхность48. Этот вид фаянса обычно также относят к XXVI династии. Так, например, Петри говорит: «От эпохи XXVI династии до нас сохранились прекрасные образцы твердого фаянса, при изготовлении которого к основному веществу, по-видимому, подмешивали некоторое количество глазури, достаточное для оплавления его в твердую однородную массу»49. Один образец (часть небольшого браслета), сделанный, по-видимому, из этого вещества и относящийся к III династии, был найден в ступенчатой пирамиде в Саккара50. В этом образце нет отдельного слоя глазури; вещество совершение однородно, серо-голубого цвета, довольно твердое и не стекловидное.

Если расположить в один ряд некоторые разновидности фаянса, включая обыкновенный фаянс, вариант D и вариант Е, и закончить ряд стеклом, как это сделано на следующей таблице, то мы увидим, что процент кремнезема постепенно падает, а процент щелочей повышается. [266]

  1 Обыкновенный фаянс, % 2 Вариант D, % 3 Вариант E, % 4 Стекло, % 5 Стекло, %
Кремнезем Щелочи 94,4 1,1 94,0 1,7 88,6 5,8 62,2 19,9 60,9 28,7

1 — среднее из результатов 7 анализов (см. стр. 704).

2 — среднее из результатов 4 анализов (см. стр. 705).

3 — один анализ (см. стр. 705).

4 — среднее из результатов 24 анализов (см. стр. 708-709).

5 — среднее из результатов 13 анализов (см. стр. 706).

1L. Franсhet, (a) Rapport sur une mission en Crete et en Egypt, p. 116; (b) Ceramique primitive, pp. 42, 101. ' Каирский музей, № J. 69562. Химические анализы см. на стр. [705].

47 Иногда бывает очень трудно решить, имеется ли на изделии тонкий слой глазури или нет, и определить, к какому классу отнести данный образец — к варианту D или к варианту Е.

1 Химические анализы см. на стр. [705].

' W. M. F. Petrie, Arts and Crafts of Ancient Egypt, p. 116.

1 Каирский музей, № J. 69603.


Несколько образцов этого материала (вариант Е) было подвергнуто анализу. Под микроскопом видно, что он имеет весьма зернистую структуру и состоит из вещества, которое за недостатком лучшего термина можно назвать «неполноценным стеклом»; то есть это такого рода стекло, в котором процент щелочи слишком мал для полного соединения с кварцем, в результате чего при обжиге происходит лишь частичное сплавление зерен кварца, значительное количество которых остается в несвязанном состоянии и лишь механически вкраплено в основную стекловидную массу.

Поскольку это вещество, несомненно, не является фаянсом, а представляет собою разновидность стекла, хотя это еще не обычное стекло, термины «стекловидный фаянс» или «неполноценное стекло», как нам касается, наиболее удачно характеризуют его природу и состав.

Вариант F

Как мы уже указывали, египетский фаянс состоит из основы в виде толченого кварца, покрытой щелочной глазурью. Такого рода фаянс изготовляли до XIV или XV века н. э. Сравнительно поздно, приблизительно в эпоху XXII династии, появляется новый тип глазури, содержащей какое-то соединение свинца. Эта глазурь иногда наносилась на основу из толченого кварца. В течение довольно продолжительного времени оба вида глазури употреблялись параллельно для нанесения на основу из толченого кварца, причем гораздо большее [267] распространение имела старая щелочная глазурь. Позднее щелочная глазурь применялась иногда для нанесения на силикатную керамическую основу, иными словами — на изделия из обожженной глины, содержащей большой процент кварца; свинцовая же глазурь обычно наносилась на обыкновенную керамику (то есть на изделия из обычной обожженной глины).

Таким образом, применялось три различных вещества для основы, а именно толченый кварц, высококремнистая глина и обычная глина, и две глазури — щелочная и свинцовая. Из этих пяти элементов возможны пять комбинаций, примеры которых мы имеем: а) щелочная глазурь на толченом кварце, то есть обыкновенный фаянс; b) щелочная глазурь на высококремнистой обожженной глине (глазурованная силикатная керамика), которая не подходит под определение фаянса и будет рассматриваться позднее; с) свинцовая глазурь на толченом кварце — разновидность фаянса (вариант F), которую мы сейчас опишем; d) свинцовая глазурь на изделиях из высококремнистой обожженной глины (глазурованная силикатная керамика) и е) свинцовая глазурь на изделиях из обычной обожженной глины (глазурованная керамика). Щелочная глазурь не употреблялась для изделий из обычной глины, поскольку, согласно объяснению Бертона51, «глазури этого типа очень ненадежны в употреблении и могут наноситься лишь на керамику, чрезвычайно богатую кремнеземом (то есть с низким содержанием глинозема). Таким образом, щелочные глазури нельзя наносить на изделия из обычной глины; это удавалось только при покрытии поверхности глины слоем высококремнистого вещества (примерами чего может служить персидская, род осская, сирийская и египетская керамика раннего средневековья)». Зато свинцовая глазурь вполне годится для простой керамики, то есть для изделий из обычной обожженной глины.

Что касается времени начала употребления свинцовой глазури на какой бы то ни было основе, то мнения по этому вопросу резко расходятся. Так, например, Бертон пишет: «Тот факт, что глазури, содержащие окись свинца, хорошо пристают к обыкновенной керамике, а щелочные — нет, был известен еще в очень ранний [268] период, поскольку свинцовая глазурь употреблялась в Египте и на Ближнем Востоке в эпоху Птолемеев. Знаменательно, что, хотя римляне вообще чрезвычайно редко пользовались в гончарном производстве какой бы то ни было глазурью, изделия, явившиеся на смену их керамике как в Западной Европе, так и в Византийской империи, были обычно покрыты глазурью

51 Encycl. Brit, 13th ed., V, статья Ceramics, p. 706.


с большим содержанием свинца»52. Петри говорит: «...свинец и железо были необходимы для получения яблочно-зеленой глазури Птолемеевской эпохи». По словам Гобсона54, «свинцовая глазурь широко употреблялась при изготовлении позднеримской керамики». Дальтон утверждает, что «первые керамические изделия со свинцовой глазурью, появились, по-видимому, в I веке до н. э., так как они были найдены при раскопках в Александрии, Тарсе (в Малой Азии) и в районе Алье в Галлии»55. Уолтерс говорит, что «в I веке до н. э. был сделан новый шаг вперед с появлением металлической, вероятно свинцовой, глазури, употреблявшейся для покрытия глиняных изделий вместо ангоба или щелочной глазури»56. У Гаррисона мы читаем, что «первым действительно удовлетворительным стекловидным покрытием поверхности керамических изделий была так называемая свинцовая глазурь, известная в Месопотамии еще по крайней мере в 600 году до н. э.»57. Сидней Смит приводит изображения «глазурованных изделий из Вавилонии и Ассирии, относящихся к периоду с 1000 до 600 года до н. э.»58, но он ничего не говорит о составе основного материала или глазури. К сожалению, ввиду путаницы, вызванной употреблением термина «керамика» вместо слова «фаянс»59 и, наоборот, слова «фаянс» вместо слова «керамика», иногда совершенно невозможно установить, о чем же в [269] действительиости идет речь — о гончарных изделиях или о фаянсе. В особенности это относится к изделиям периода Ислама, поскольку во время арабского владычества оба вида изделий встречаются одновременно. Я исследовал на наличие свинца целый ряд проб глазури от фаянсовых изделий разных периодов и получил следующие результаты:

  Количество    
  исследованных Щелочная глазурь Свинцовая глазурь
  образцов    
III-XXI дин. вкл.      
ХХП-ХХХ дин. вкл.     та Э
Птолемеевский и римский периоды     4b
Неизвестной даты, но до арабского      
завоевания     3e
Арабский период Iй 4e 3f
       

а В том числе один амулет в виде птицы с головой барана, XXII династия (Каирский музей, № J. 56317); маленькая статуэтка карлика Пта-Сокара, XXII-XXV династии (Каирский музей, № J. S4413); ваза с надписью, Саисского периода (Каирский музей, № J. 55621). Два образца — зеленого, третий — синевато-зеленого цвета.

b О. Геро датирует один из них III веком до н. э. (F. W. von Bissing, Fayencegefasse, Cat. Gen. du Musee du Caire, № 18026). Процент свинца небольшой. Даты трех остальных предметов не известны. Все образцы зеленого цвета.

0 В двух случаях глазурь зеленого, в третьем — синего цвета.

d Все семь предметов датированы хранителем музея арабского искусства в Каире Хуссейном Эффенди Рашидом, от которого я получил три из этих образцов.

е Один — XIII век н. э., один — XIV век н. э., и два — XIV-XV века н. э.

f Два — XI-XII века н. э., один — XIV-XV века н. э.

Таким образом, тринадцать образцов со свинцовой глазурью были фаянсом варианта F, остальные же — обыкновенным фаянсом. Один образец XXII династии (945-745 годы до н. э.) является древнейшим известным мне примером фаянса со свинцовой глазурью.

52 Ibid.

53 W. M. F. Petrie, Ancient Egypt, 1923, p. 23 (Review).

54 R. L. Hоbsоn, Guide to the Islamic Pottery of the Near East, British Museum (1932), p. XV.

55 О. М. Dalton, Byzantine Art and Archaeology (1911), p. 608.

56 H. B. Walters, Catalogue of Roman Pottery in the British Museum (1908), p. XI.

57 H. S. Harrison, Pots and Pans, pp. 52-53.

58 Sidney Smith, Early History of Assyria, Pl. XV.

59 Материал, который Петри называет керамикой (The Pottery Kilns at Memphis, pp. 34-37; Pls. XIII-XX,
Historical Studies, II, 1911; Memphis I, pp. 14-15; Pls. XLIX-L), вероятно, если не целиком, то в значительной
части является фаянсом.


Проба на свинец была обычная, при помощи йодистого калия, с которым растворимые соединения свинца дают канареечно-желтый осадок йодистого свинца. Перед пробой глазурь обрабатывается каплей фтористоводородной кислоты. Такой способ определения свинца [270] был предложен Э. С. Хоукинсом и применен Макалистером, который пишет: «Проба эта надежна и эффектна и не причиняет вреда испытываемым образцам».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: