Крашение

Искусство крашения было известно в Египте еще в додинастический период: найдены

относящиеся к этой эпохе плетеные циновки, окрашенные по краям в красный цвет148. Однако нам очень мало известно как о природе применявшихся красителей, так и о способе их употребления. Ясно только, что поскольку искусственные красители являются продуктами современного производства, то древнеегипетские красители, очевидно, представляли собою естественные пигменты, вероятно, в значительной степени — если не целиком — местного происхождения.

Два найденных в Египте, по-видимому в Фивах, папируса, написанных на греческом языке и относящихся к III или IV веку н. э., описывают процесс крашения и состав употреблявшихся в то время красок. Это, во-первых, так называемый папирус X, находящийся в настоящее время в Лейдене и переведенный Бертело149, и папирус Гольма (в Стокгольме), переведенный [245] Лагеркранцем150. Пфистер151 написал специальную работу, основанную на изучении этих папирусов, той части, которая посвящена краскам и крашению.

В папирусах упоминаются пять основных красителей. Установлено, что это (1) лакмус — пурпурная краска, добываемая из определенного вида морских водорослей, встречающегося на скалах Средиземного моря152; (2) алканин — красная краска, приготовляемая из корней алканны (Alkanna tinctoria); (3) крапп — красная краска, добываемая из корней марены (Rubia tinctorium и Rubia peregrina). Как алканна, так и марена распространены по всему Средиземноморью; согласно Мушлеру153, оба эти растения встречаются в Египте, а согласно Оливеру154, Alkanna tinctoria растет в пустыне к западу от Александрии; (4) кермес — красная краска, изготовляемая из высушенных самок насекомого Coccus ilicis, паразитирующего на вечнозеленом дубе, растущем в Северной Африке и Юго-Восточной Европе, и (5) вайда — синяя краска, получающаяся в результате брожения листьев синильника (Isatis tinctoria)155.

Геродот пишет156, что «ливийские женщины носят поверх платья очищенные от шерсти и украшенные кисточками козьи шкуры, окрашенные краппом».

Лоре, по-видимому, удалось установить древнеегипетские наименования алканина и краппа157.

Перейдем к рассмотрению отдельных красок.

Синяя краска

Древнеегипетскую синюю краску обычно называют индиго, подразумевая ввозившуюся из Индии Indigofera [246] tinctoria. Более ста лет тому назад Томсон опознал ее

ICQ

на древнеегипетских тканях158, но, к сожалению, не указал даты материала. Некогда я также

148 G. A. Reisner, The Arch. Survey of Nubia, I, p. 124, № 81.

149 Berthelot, Collections des anciens alchimistes grees, 1887.

150 О. Lagercrantz, Papyrus Graecus Holmiensis: Recepte fur Salber, Steine und Purpur, Ursal, 1913.

151 R. Pfister, Teinture et alchimie dans l'orient hellenistique, Seminarium Kondakovianum, VII (1935), Praha.

152 Современный лакмус добываемся из лишайника, растущего на деревьях во Флориде.

153 R. Muschler, Manual Flora of Egypt, II, pp. 798, 919. См. также G. Schweinfurth, Sur la flore des anciens
jardins arabes de l'Egypt, Bull. de I'Inst. Egyptien, 2nd Series, 8 (1887), p. 327.

154 F. W. Oliver, The Plovers of Mareotis, Trans. Norfolk and Norwich Naturalists' Society, XIV (1938).

155 Пфистер называет ее индиго.

156 Herod., IV, 189.

157 V. Loret, Kemi, III (1930-1935), pp. 23, 32.

158 J. Thomson, London and Edinburgh Phil. Mag., 5, 1834.


полагал, что установил наличие индийского индиго на древнеегипетской ткани, и другие исследователи тоже сообщали о подобных результатах исследований. Однако индиго добывается из многих различных растений, главными из которых являются Indigofera tinctoria, листья которой дают индийское индиго, и Isatis tinctoria, листья которой дают вайду. Краски, добываемые из этих двух растений, настолько похожи, что их почти невозможно различить. Краска не содержится в растении в готовом виде, а изготовляется путем искусственной ферментации листьев, имеющих в своем составе вещество, превращающееся в индиго.

Индиго культивировалось в Египте еще в прошлом столетии, но разведение его началось, по-видимому, не раньше средних веков159. Макризи (XIV век н. э.) сообщает нам160, что индиго культивировалось в Египте в его дни. В настоящее время местный растительный краситель вытеснен привозным искусственным индиго. Производившееся раньше индиго добывалось из листьев Indigofera argentea161, растущей в диком виде в Нубии, Кордофане, Сеннаре и Абиссинии, хотя иногда утверждают, что это было индийское индиго — продукт Indigofera tinctoria162.

Что касается синего цвета туники из гробницы Тутанхамона, Кроу фут пишет161: «Синяя краска, которая не была подвергнута анализу, без сомнения, как он (то есть Пфистер) говорит, является индиго, но я не согласна с ним, что использованным в этом случае растением был синильник Isatis tinctoria, L. Я считаю, что более вероятным источником краски была Indigofera argentea, L., [247] которая разводится и является субспонтанной в Нижнем Египте и в Судане, если только синильник, так широко экспортировавшийся позднее, не был привезен из Индии». Хотя Indigofera argentea и субспонтанна в Нижнем Египте и происходит из Верхнего Египта, вряд ли из нее могли добывать краску, пока ее не начали разводить, а у нас нет данных, что это произошло раньше средних веков.

Синильник (вайду) разводили в Фаюмской провинции в Египте в начале нашей эры, с I по IV век163, и, вероятно, даже раньше. Поэтому то, что на древнеегипетских тканях принимали за индиго, могло быть вайдой, в особенности потому, что индийское индиго, известное римлянам эпохи Плиния164, употреблялось в качестве краски для живописи, а не как краситель для тканей. Витрувий (I век до н. э.) пишет, как трудно было достать индиго и

~ ~ 165

что в живописи для замены его пользовались вайдой

Пфистер исследовал большое количество образцов крашеных шерстяных тканей, главным образом из Арсинои в Верхнем Египте, датируемых периодом между III и VII веками до н. э., и установил, что они окрашены вайдой, хотя почему-то продолжает называть ее индиго

Уинлок пишет о синей краске, датируемой концом XVIII династии167, что она, по-видимому, добывалась из сока ягод Acacia nilotica, однако не приводит в пользу этого никаких доказательств. Кстати, это дерево дает не ягоды, а стручки с семенами.

159 G. P. Foaden and F. Fletcher, Text-Book of Egyptian Agriculture, II, 1910, p. 513; V. Loret, La flore
pharaonique, 2nd ed., p. 90.

160 V. Bouriant, Mem. de la mission arch. franc. au Caire, 1900, p. 201.

161 G. M. Crowfoot and N. de G. Davies, The Tunic of Tutankhamun, Journal of Egyptian Archaeology, 27
(1941), pp. 113-130.

162 P. S. Girard, Description de l'Egypt, etat moderne, II, 1812, p. 545.

163 В. P. Grеnfеll and A. S. Hunt, The Oxyrhynchus Papyri, I, pp. 164, 166; II, pp. 270, 271; III, p. 282; IV,
pp. 215-221; X, pp. 221-222; XIV, pp. 147-148; A. S Hunt, op. cit., VII, pp. 205-206.

164 Plin., Nat. Hist., XXXIII, 57; XXXV, 25-27.

165 Vitruv., De architectura libri decem, VII, XIV, 2.

166 R. Pfister, (a) op. cit., pp. 40-41; (b) Tissus Coptes du Musee du Louvre.

167 H. E. Winlосk, Materials used at the Embalming of King Tut-ankh-amun, Paper № 10, Met. Mus. of Art,
New York, 1941.


Черная краска

Хотя некоторые ткани из гробницы Тутмоса IV (XVIII династия) выглядят черными, внимательное ознакомление с ними наводит на мысль, что первоначальный цвет мог быть темно-коричневым. Происхождение [248] краски не установлено, но возможно, что этот цвет достигался путем наложения красной краски на синюю.

Коричневая краска

Пфистер высказывает предположение168, что коричневой краской для некоторых тканей из Арсинои служит катеху (cutch), добываемый из разводимой в Индии мимозы катеху и употребляемый там для окраски хлопка. Но все это кажется маловероятным.

Зеленая краска

В одном случае Пфистер обнаружил169 зеленый цвет, образованный в результате соединения индиго (вайды) с желтой краской, происхождение которой ему установить не удалось. Я также определил, что зеленая краска на тонком слое штукатурки, покрывающем жезл из гробницы Тутанхамона, была получена путем смешивания синей (синей фритты) и неизвестной мне желтой краски.

Пфистер определил170, что пурпурный цвет тканей из Арсинои был получен путем

Пурпурная краска наложения краппа на индиго (вайду).

Красная краска

Обычно для окраски тканей из Арсинои в красный цвет применялся крапп и изредка — кермес; известно два случая применения краски, которую Пфистер называет кошенилью, а иногда — персидской кошенилью172. Конечно, это не могла быть современная кошениль, так как она происходит из Мексики и не могла быть известна в Египте в то время. Пфистер определил, что [249] красно-коричневая краска, которой была окрашена одна из тканей из гробницы Тутанхамона, была краппом173 и что оранжево-красная окраска материи, служившей для запеленания мумий эпохи XXI династии174, достигалась с помощью хны175, вероятно смешанной с красной краской, полученной из цветов Carthamus tinctorius176. Это растение в изобилии росло в Египте в древние времена, и его много там и в настоящее время. Из его цветов добываются красная и желтая краски. Желтой краской сейчас не пользуются, так как она растворяется в воде и поэтому непрочна, красная же нерастворима в воде, хотя и растворяется в слабых растворах щелочей, например соды. Эта краска употреблялась уже в современную эпоху для окрашивания шелка и подцвечивания крахмала при изготовлении румян, а темно-красные лепестки иногда используются

168 ^ pfister, (a) op. cit., pp. 41-42; (b) Tissus Coptes du Musee du Louvre.

169 R. Pfister, op. cit., p. 42.

170 R. Pfister, (a) op. cit., pp. 39-40; (b) Tissus Coptes du Musee du Louvre.

171 R. Pfister, (a) op. cit., pp. 37-39; (b) Tissus Coptes du Musee du Louvre.

172 R. Pfister, op. cit., p. 46.

173 R. Pfister, Les textiles du tombeau de Toutankhamon, Revue des arts asiatiques, XI (1937), p. 209.

174 G. Maspero, Mem. de la mission arch, franc, au Caire, I (1889), Les momies royales de Deir el Bahari,
pp. 537, 539, 563, 768.

175 Декотиль и Бертело утверждают, что хной окрашивали ткани для запеленания мумий (Memoir rel. to Egypt).

176 R. Pfister, Les textiles du tombeau de Toutankhamon, p. 210. См. также G. Schweinfurth, Bull. de l'Inst.
Egyptien,
1882.


для придания цвета супам. Жирар в 1812 году писал, что цветы указанного выше растения использовались в красильном деле

Желтая краска

Много лет тому назад Томсон высказывал предположение, что древние египтяне получали желтую краску из сафлора, но доказать этого он в то время не мог178. Однако позднее это было точно установлено Гюбнером179, обнаружившим эту краску в тканях XII династии. Он определил также, что употреблявшаяся в ту же эпоху желтая краска несколько иного оттенка была железистого происхождения. [250]

Протравы

В процессе крашения обычно необходимы два вещества: краска и протрава — средство для закрепления краски в ткани. Хотя вначале в Египте протравы, вероятно, не употреблялись, во времена Плиния (I век н.э.) они уже, без сомнения, применялись. Плиний говорит: «В Египте применяют весьма примечательный способ окраски тканей. После отжима материала, имеющего первоначально белый цвет, его пропитывают, но не краской, а протравами, которые должны поглотить краску. После протравливания ткань, все еще не изменившую своего первоначального вида, погружают в котел с кипящей краской и тут же вынимают совершенно окрашенной. Интересно, что хотя краска в котле одного цвета, ткань, когда ее вынимают, отливает различными цветами, в зависимости от тех протрав, которыми она была обработана. Краски эти никогда не линяют». К сожалению, Плиний не называет эти протравы, хотя основной из них были, почти наверное, квасцы, которые встречаются в Египте и добывались в древности

Согласно двум вышеупомянутым папирусам, протравы, употреблявшиеся в Египте в начале нашей эры, включали как квасцы, так и соли железа, например уксуснокислые, специально приготовлявшиеся из железа и уксуса, и сульфатные, часто встречающиеся в качестве посторонней примеси в квасцах

Петри обнаружил в Атрибисе близ Сохага остатки красильни римской эпохи. По его словам183, «чаны... большей частью иссиня-черные от индиго, а некоторые испачканы красной краской». Итальянская археологическая экспедиция раскопала в Тебтунисе (Ком эль-Брейгат) «римскую фуллонику, то есть мастерскую по крашению и чистке тканей, очень напоминающую подобные современные египетские заведения»184. [251]

177 P. S. Girard, op. cit., pp. 538-539.

178 J. Thompson, op. cit.

179 J. Hubner, The Colouring Matter of the Mummy Cloths, The Tomb of Two Brothers, pp. 70-77.
M. A. Murray, См. также R. Pfister, Tissus Coptes du Musee du Louvre.

180 Plin., Nat. Hist, XXXV, 42.

181 См. стр. [395].

182 R. Pfister, Tissus Coptes du Musee du Louvre.

183 W. M. F. Petrie, Athribis, p. 11.

184 Egyptian Gazette, April 23rd, 1935.


ГЛАВА IX ГЛАЗУРОВАННЫЕ ИЗДЕЛИЯ1

Древнеегипетские глазурованные изделия располагаются в настоящее время в следующей хронологической последовательности: (1) глазурованный стеатит бадарийской культуры2; (2) глазурованный толченый кварц (фаянс) додинастического периода (относительная дата 31)3 и различные варианты этого материала, относящиеся к более поздним эпохам; (3) глазурованный твердый кварц, также додинастического периода, но более позднего времени (относительная дата 48); (4) глазурованная керамика арабского периода.

Однако эта схема может быть в любое время изменена в результате новых открытий, и мне кажется, что естественная последовательность в развитии глазурованных изделий должна выглядеть следующим образом: (1) глазурованный твердый кварц, который мог быть открыт случайно и послужить толчком к изготовлению глазурованных изделий; (2) глазурованный толченый кварц (превращение кварца в порошок и формование его в формах или каким-нибудь другим методом было весьма остроумным способом, позволившим избежать необходимости резать такой твердый камень); (3) глазурованный стеатит, представляющий замену твердого труднообрабатываемого камня легкорежущейся мягкой [252] породой; (4) глазурованная керамика. Нужно полагать, что попытки глазуровать керамические изделия делались еще в очень раннюю эпоху, поскольку глазурованная керамика не только более декоративна, но и водонепроницаема, что является весьма желательным свойством. Однако все эти попытки должны были неизменно кончаться неудачей, так как единственной известной в раннюю эпоху глазурью была щелочная глазурь, не пристающая к обычным глиняным изделиям. Свинцовая же глазурь, пристающая к глине, была открыта значительно позднее4.

Перейдем к описанию древнеегипетских глазурованных изделий в порядке принятой хронологической последовательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: