Анализ глазури ряда образцов египетской керамики арабского периода65 дал следующие результаты: [271]
Количество исследованных образцов | Щелочная глазурь | Свинцовая глазурь | |
Красная керамика Темно-желтая и светло-коричневая керамикаа Силикатная керамикаb | Т | 18 0 | |
а В двенадцати случаях это силикатная керамика, причем в нескольких образцах содержание кремнезема очень велико.
b Один образец красноватый, другой — темно-желтый.
0 На одном из этих двух образцов глазурь почти совершенно исчезла, поэтому можно предполагать, что она с самого начала плохо держалась.
Оба предмета датируются XIV-XV веками н. э.
60 D. А. МасAlister, The Material of the English Frit Porcelain; VI, Lead Oxide as a Factors of Classification,
in The Burlington Magazine 54 (1929), pp. 192-199.
61 W. M. F. Petrie, Prehistoric Egypt, pp. 42^3.
62 W. M. F. Petrie, loc. cit.; см. также Н. С. Beck, Notes on Glazed Stones, Part II, Glazed Quartz, in Ancient
Egypt and the East, 1935, pp 19-30.
63 G. A. Reisner, Excavations atKerma, 1923, pp. 49-55.
64 Глазурованные гончарные изделия мы рассматриваем лишь в связи с применением для покрытия
силикатной керамики (изредка и в поздний период), характерной для фаянса щелочной глазури, и с широким
употреблением для этой цели свинцовой глазури. Мы умышленно не касаемся лощеной глазурованной
керамики, так как этот вопрос выходит за рамки настоящей работы.
|
|
65 Эта керамика датирована хранителем Музея арабского искусства в Каире Хуссейном Рашидом,
от которого я получил шесть из исследованных образцов. Все образцы относятся к периоду от IX по XIV-
XV вв. н. э. Результаты анализов свинцовой глазури см. на стр. [720]. Колли (J. N. Collie, Trans. English Ceramic
Society, 15 (1915-1916), p. 161) сообщает, что он обнаружил свинцовую глазурь на керамике XI династии и
на бусах (материал не указан) той же эпохи.
В связи с этим следует упомянуть глазурованную греческую керамику. Эдгар пишет что среди греческой керамики Каирского музея имеются предметы, не только приобретенные путем покупки, но и найденные при раскопках, и что «большая часть обычных чернофигурных и краснофигурных ваз представляет предмет недавнего ввоза из Европы». Но подобная керамика «изготовлялась и в самом Египте, причем многие изделия являются образцами местного промысла, процветавшего в Навкратисе в VI веке до н. э.»66. Черный цвет глазури на этих гончарных изделиях обычно приписывается кремнекислому железу, образовавшемуся из магнитной окиси железа и щелочи, примененных при изготовлении глазури67.
Ангоб
В производстве глазурованной керамики ангобом называется тонкий слой светлой глины, которым иногда покрывают изделие до нанесения глазури с целью [272] замаскировать цвет основы, чтобы он не влиял на оттенок глазури, или для лучшей связи глазури с покрываемой поверхностью. В последнем случае ангоб должен содержать большой процент кремнезема. Таким образом, назначение ангоба в значительной степени соответствует назначению дополнительного слоя в фаянсовых изделиях. Исследование ряда образцов глазурованной керамики арабского периода с целью выяснения наличия ангоба дало следующие результаты:
|
|
Количество исследованных образцов | Щелочная глазурь | Свинцовая глазурь | |
Красная керамика Темно-желтая и светло-коричневая керамика | 5 0 | ||