Этот вопрос, так или иначе, решается в рамках любой философской системы, впрочем в современной философии это решение скрытое (неявное).
Классификация формулировка основного вопроса философии принадлежит Ф.Энгельсу. Он дает ее в брошюре "Людвиг Фейербах" в 1877 году. Этот вопрос имеет три уровня. Первый, наиболее фундаментальный, как раз и был раскрыт Энгельсом в этой брошюре. Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к материи или в устаревших терминах: духа к природе, мышления к бытию.
Первый уровень имеет две стороны:
1. вопрос о первичности/вторичности: «Что существует первым и порождает другое?»
Этот вопрос предполагает два варианта решения:
-монизм (с греческого один) - кладет в основу мира одно из двух начал: либо материю, либо сознание.
-дуализм (с лат. двойственность) - отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира и то и другое. Дуалисты логически и эмпирически не могут составить направление. В итоге, все дуалисты склоняются либо к материалистам, либо к идеалистам.
|
|
---материализм. в основе мира материя, которая в процессе бесконечного развития порождает свою высшую форму - человека, обладающего сознанием. Сознание - идеально, и отражает материальный мир.
Формы материализма:
-античный наивный
-механистический
-русских революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышев, Добролюбов).
-диалектический (марксизм середины 19 века)
-вульгарный (считает сознание материальным)
---идеализм. кладет в основу мира сознание, которое тем или иным способом порождает материю (вещественный мир). Философский идеализм - это высшее выражение антропоморфной парадигмы мышления, которая приписывает окружающему миру человеческие качества (сознание, воля и т.д.)
Две основные разновидности идеализма:
-объективный, который кладет в основу мира некое абстрактное никому не принадлежащее сознание (никакому человеку) (разум, дух, бог). Могут абсолютизироваться и быть положены в основу мира разные аспекты человеческого сознания, разум чаще кладется в основу мира (Декартом, Гегелем).
В основу мира положена воля (Шопенгауэр, Ницше), могу быть положены чувства (Шеллинг) - ряд неклассических направлений в философии 20 века экзистенционалисты, философия жизни.
К объективному идеализму относится и религия. Бог - духовная, всесовершенная сущность, которая обладает всеми тремя аспектами человеческого сознания: чувства, разум, воля. Хотя разные богословы абсолютизируют в боге разные стороны. Представители религии: Августин Блаженный, Фома Аквинский.
-субъективный. кладет в основу мира сознание конкретного человека. Окружающий нас мир всего-навсего субъективный образ, принадлежащий конкретному человеку; причем за пределами своих ощущений и идей человек выходить не может. Классик - Джордж Беркли. Основные тезисы: «Существовать – быть воспринимаемым, вещи – суть комплексы ощущений». Субъективный идеализм может доходить до крайности – солипсизма (существую только я и мои ощущения, весь мир и люди - это мои ощущения).
|
|
2 стороны 1 уровня ОВФ - вопрос о познаваемости мира
на сколько глубоко познаваем окружающий нас мир? Конкретные явления и глубинные сущности мира в целом, сущность и смысл человеческой жизни.
Два варианта решения:
-агностицизм - учение, отрицающее познаваемость мира. Д.Юм, И.Кант. Имеет две причины:
--коренная причина, связана с трудностью в исследовании природы ощущений и в целом нашего сознания (идеального). Проблема ощущений формулируется в философии в виде классического вопроса: "красна ли роза, когда мы ее не воспринимаем".
В истории философии две краткие трактовки:
---наивный реализм -вещи буквально таковы, какими мы их воспринимаем (Эпикур, Ф.Бекон).
---крайний субъективизм - вещи необратимо меняют свою природу, когда мы их воспринимаем ("роза краснеет, соль становится соленой"). Так Кант считает, что мы имеем дело только с вещами для нас (цвет, запах, вкус) и не можем совершать переход (трансензус) к сущностям вещей (вещей к себе?).
-- вторая причина или корень агностицизма, связана с проблемой бесконечности мира и конечности человеческого опыта. Ее впервые поставил в своих трудах И.Кант, хотя все же не поставил ее в полный теоретический рост, поскольку не сумел доказать действительность бесконечности мира. В полный рост эта проблема была поставлена философией и наукой в 20 веке (на основе открытий релятивистской космологии). Если мир бесконечен, то есть не имеет начала и конца во времени и границ в пространстве, то любые знания о нем всегда будут не только ограничены (конечны), но и ложными. Любые наши философские теории являются заведомо ложными ("проклятие Канта").
- гносеологический оптимизм
это направление, которое считает, что мир познаваем, причем не только на уровне конкретного явления, но и глубинной сущности. Таких оптимистов было больше до обнаружения вышеуказанных проблем. Однако, после 18 века, для того, чтобы быть оптимистом в познавании мира, необходимо уметь решать проблемы ощущений и проблемы бесконечности мира. Первые шаги для решения этих проблем были сделаны Гегелем, - крупным объективным идеалистом и диалектиком.
Принципиальное решение таких проблем было предложено классиками марксизма. Только в классическом и современном марксизме эти проблемы получают определенное решение.
Ощущение и в целом сознание человека по определению Ленина есть субъективный образ объективного мира, т.е. противоречивое единство субъективности и объективности.
Таким образом, наши ощущения дают нам представление об объективном мире, но нам это представление дано с субъективной примесью.
Непосредственно, т.е. в сознании человека, эта примесь устранена быть не может. Однако философы-марксисты обнаружили окольный способ проверки истинности наших ощущений и знаний. Этот способ – материальная практика человека и человечества в целом. Преобразуя действительность и достигая целей, человек может проверить, насколько адекватны и истинны его знания.
Энгельс в брошюре «Людвиг Фейербах …» доказывает, что именно материальная практика позволяет доказать истинности наших ощущений. Энгельс приводит пример с ализарином – красящим веществом, добывающимся из корней растений. При этом ализарин оставался «вещью в себе» для людей. Однако, когда человек научился получать это вещество химическим путем, состав ализарина стал «вещью для нас», т.е. познанным.
|
|
Еще один корень агностицизма мы рассмотрим позднее.
Рисунок основного вопроса философии (ОВФ):
На основе ОВФ в философии складывается принцип партийности, включающий в себя три основных момента:
1. Существование двух основных противоположных друг другу партий философии, «линий». Линия Демокрита и линия Платона.
2. Отрицание существования некой третьей партии/линии философии, которая устраняла бы противоположность материализма и идеализма.
3. Требование последовательности философских взглядов, которое проявляется необходимостью аргументации и борьбы с противоположным направлением (критика).
Второй вопрос философии (ВВФ): вопрос о движении и развитии.
Для краткости целесообразно использовать термин «развитие», т.к. порождает меньшие трудности. Развитие – фундамент, свойство материи, ее способ существования, а движение как «изменение вообще» есть лишь абстрактная сторона развития.
Он так же предполагает два варианта решения.
1. Метафизика – учение, которое отрицает движение и развитие или трактует их недостаточно глубоко или неверно раскрывает субстанцию развития.
Имеет два различных смысла. 1 – философия, закрепился еще в античности. 2 – появился в философии 19 века и закрепился в рамках марксистской философии в негативном смысле антидиалектики.
В своем догматичном варианте, отрицающем даже реальное перемещения вещей, метафизика встречалась лишь в античности в рамках Элейской школы. Ее представители – Парменид и Зенон Элейский.
Парменид утверждал, что мир в своей сущности это единое неподвижное бытие, а движение вещей лишь «кажимость».
Зенон Элейский выдвинул ряд апорий (затруднений), которые, с его точки зрения, опровергают движение (с его точки зрения).
Наиболее известны 4 апория Зенона:
1. «Стрела».
2. «Ахилл».
3. «Дихотомия».
4. «Стадий».
«Стрела».
По мнению Зенона, летящая стрела покоится, а движение – это сумма моментов покоя.
Зенон обнаружил противоречивость движения: в движении действительно есть моменты покоя, однако он считал противоречивость не возможной и истолковал эту трудность в том, что движения нет.
|
|
Современная метафизика уже не отрицает движение, но скорее отрицает развитие как качественное усложнение, или неверно раскрывает субстанцию развития, характеризуя ее как бога, духа, мировое сознание и т.д.
Диалектика – (определение Ленина) наиболее полное и глубокое учение о развитии, правильно раскрывающее субстанцию (основу) развития – материю, а также раскрывающее основной источник развития - борьбу противоположностей: низшего и высшего (простого и сложного).
Родоначальником диалектики считается Гераклит Эфесский. Ему принадлежат следующие изречения:
1. «Все течет, все изменяется».
2. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
С позиции Гераклита одно и то же: молодое и старое, живое и мертвое, бодрствующее и спящее, т.е. он говорит о единстве противоположностей. Мир чреват противоречиями и борьба противоположностей является источником его развития.
С позиции Гераклита «летящая стрела» одновременно и покоится и движется. (Лев Толстой в 3 года и в 80 лет один и тот же, и не один и тот же одновременно).
Движение и развитие противоречивы. Они включают в себя свою противоположность (покой и тождество).
Философ должен научиться мыслить диалектически: мыслить противоположностями в единстве, должен уметь выделять ту сторону, которая доминирует.
В мире, безусловно, доминирует развитие. Если бы в нем доминировало тождество, он был бы неизменным.
В диалектике есть опасность скатиться в релятивизм (как разновидность метафизики).
Релятивизм полностью отрицает покой и тождество в вещах. Его родоначальником считается Кратил – ученик Гераклита. Он абсолютизировал движение и развитие и полностью отрицал тождество в вещах. Поэтому ему приходилось показывать на вещи пальцем, так как он не мог их назвать, ведь по его теории вещи постоянно изменялись и стул через секунду мог быть уже не стулом (как пример).
ВВФ не является партеобразующим. В истории философии были идеалисты - диалектики, и были материалисты-метафизики (Демокрит, Дидро, Вольбах). Однако все же невозможно ответить на ОВФ, не ответив при этом на ВВФ. Если материя первична, то только в результате развития, самоусложнения, она может породить человека, обладающего сознанием.
Таким образом, ОВФ является главным вопросом, включающим в себя ВВФ, поскольку материя обладает свойством развития.
Проблема сущности мира – центральная проблема, которая решается в рамках ОВФ. В разные времена философы по-разному решали эту проблему.
????? концепции сущности мира:
1. Религиозная: сущность мира – сверхъестественное духовное существо – Бог.
Своего развития концепция достигает в философии средних веков, датируется 5-15 веками, так называемым темным тысячелетием.
Религия в средние века выполняла не только мировоззренческую функцию (объяснительную), но и идеологическую (= политическую).
В средние века были разработаны доказательства бытия божьего, к которым апеллируют (ссылаются) и современные религиозные мыслители.
Доказательства:
– онтологическое: Я мыслю Бога как всесовершенное существо, следовательно, он должен существовать.
По-видимому, впервые формулирует Августин Блаженный, 4-5 века.
Однако основательно проработал это доказательство Ансельм Кентерберийский в работе «Прослогион», 11 век.
Фома Аквинский – крупнейший схоласт средневековья, 13 век – не принял этого доказательства, так как Бога нужно выводить не из мысли человека, а из окружающего нас мира. Он предложил свои 5 доказательств бытия Бога.
По традиции их сводят к двум основным:
1) Космологическое: мир существует, следовательно, у него должна быть первопричина, и это Бог.
2) Телеологическое (телеос- цель): в мире существует целесообразность (закономерность), следовательно, должен быть породивший ее Разум – и это Бог.
Позднее Иммануил Кант, 18 век, подверг критике эти доказательства, и предложил свое, нравственное, доказательство бытия Бога.
«Бог является нравственной потребностью человека».
Религиозная концепция с позиции современной науки и научной философии не имеет достаточно доказательств. Доказательства бытия Бога являются псевдо-доказательствами.
2. Концепция объективного идеализма, согласно которой сущностью мира является некое абстрактное сознание.
Высшего развития концепция достигает в философии Гегеля (18 – нач.19 вв). Эта концепция была подвергнута основательной критике последующими философами: как показывает Энгельс в брошюре «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» - философская система Гегеля рухнула под собственной тяжестью, так как оказалось, что идеализм не совместим с научной диалектикой. Хотя Гегель был крупнейшим диалектиком в истории философии, и многие его открытия были творчески использованы марксизмом.
Например, три основных закона диалектики:
I. Закон единства и борьбы противоположностей.
II. Закон перехода количества в качество и качества в количество.
III. Закон отрицания отрицания.
3. Концепция субъективного идеализма: сущность мира – это сознание конкретного человека, за пределы которого он выйти не может.
Эта концепция была подвергнута основательной критике Гегелем, а затем философами Марксистами. Последние опровергли исходные установки субъективного идеализма и агностицизма с помощью открытия критерия практики. Практика – основа познания и критерии истины.
П – Т – П’ – Т’ – П’’ - <бесконечность>
П – практика
Т – теория
3. концепция Донаучный материализм в принципе правильно понимал сущность мира как материю, но трактовал данный материал ограниченно, упрощенно (ограниченно).
Первая философская школа, с которой связано зарождение классической философии в 5-7 веках, связано с Милетской школой, представители которой являлись материалистами, по-разному трактовали сущность мира (первооснову).
Фалес Милетский понимал первооснову как водноподобное начало.
Анаксимен – как воздухоподобное начало.
Анаксимандр – как оперон (бесконечное, неопределенное).
Гераклит из Эфеса трактовал материю как огонь.
Наиболее сложная догадка о сущности мира принадлежит философам атомистам. Демокрит считал, что мир состоит из атомов и пустоты.
Материалисты Нового времени (17-18 века): Френсис Бэкон, Воббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, - трактовали материю как природу, бесконечную совокупность вещей, вещественное, чувственное начало. Такое понятие материи имеет ряд существенных ограничений, они раскрыты Энгельсом в брошюре «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Ограниченности:
1) Механистичность.
Все материальные явления, живое и неживое, трактовались как механистические. Показательные названия работ: «Человек – машина», «Растение – машина».
2) Метафизичность.
Недостаточно глубоко понимали развитие, просто как трансформацию. Появление все более сложных механических систем. А подлинное развитие – это качественное усложнение объекта.
3) Незавершенность.
Понятие материи как природы невозможно распространить на общественную жизнь. Многие материальные явления: социально-материальная природа человека, производственные (экономические) отношения не являются вещественными. Их нельзя потрогать, увидеть. Они носят сверхчувственный характер.
4. Научная концепция сущности мира.
С позиции научной философии (марксизма) сущностью мира является материя – то всеобщее содержание, которое связывает изнутри все бесконечное многообразие единичных явлений от элементарных частиц до человека как социально-материального существа.
Однако на пути определения сущности мира, то есть материи, мы сталкиваемся с серьезными трудностями:
1) Проблема бесконечности мира: для того, чтобы определить всеобщую сущность мира, необходимо перебрать все бесконечное многообразие предметов и явлений окружающего мира, но это невозможно, поскольку человеческий опыт не бесконечен. – Проклятие Канта.
По Канту, бесконечность – это отрицание всего конечного, определенного, особенного. Соответственно, бесконечный мир по определению не может быть определен, поскольку определить значит ограничить.
Однако еще Гегель заметил метафизичность (ограниченность) данного определения бесконечности. И назвал ее «дурной бесконечностью». Сам Гегель предполагает диалектическое определение бесконечности, которое не только отрицает, но и включает в себя все конечное. По Гегелю это – «истинная бесконечность».
В отличие от Канта Гегель предлагает мыслить бесконечное и конечное в единстве. Бесконечный мир состоит из конечных объектов, а конечные объекты несут в себе бесконечность.
Гегелевская трактовка бесконечности связана с еще одним гениальным открытием Гегеля – аккумулятивной закономерностью развития, согласно которому высшее не уничтожает низшее, а несет его в себе в концентрированном виде.
Следовательно, мы можем судить о природе бесконечного мира на основе его наиболее сложной развитой области. Она нам представлена в виде цикла известных нам форм материи: Физической, химической, социальной.
2) Проблема, связанная с тем, как можно определить нечто, кроме чего ничего больше нет. (Определить = ограничить)
Как правило, мы выделяем вещь через ближайший род и видовое отличие (водород – химический элемент, отличается от углерода тем-то, тем-то).
Как можно определить мир в целом, если по определению ничего кроме него больше нет? В марксизме эта проблема была решена нетривиальным образом: Если мир нельзя определить через что-то вне его, то его можно определить через что-то, находящееся внутри его, но это должно быть универсальной противоположностью материальному миру в целом, то есть идеальное сознание.
Таким образом, Ленин дает определение в начале 20 века. Определение было дано в работе «Материализм и эмпириокритицизм».
«Материя – объективная реальность, данная нам в ощущении». (То, что идет после запятой – это некое дополнение к определению, указывающее на то, что объективная реальность познаваема, направлена против агностицизма).
Собственное определение: Материя – объективная реальность.
Реальность – существование или бытие, предельно широкая категория философии и человеческих знаний, однако, не самая фундаментальная.
Данное понятие безразлично к качествам объекта. Существует и живой, и мертвый человек, и образ человека в голове.
Объективная реальность - Наиболее фундаментальная категория философии – это реальность, существующая до, вне, и независимо от сознания.
Материя существует до человеческого сознания: появления и развития жизни; вне человеческого сознания - объективный мир существует вне человеческой головы. Материя существует независимо от сознания – обобщающее понятие, включающее и «до», и «вне». Материя не нуждается для своего существования в человеческом сознании и сознании других существ. Материя – субстанция (то есть причина самой себя).
Понятие «независимость» и «зависимость» по своему содержанию здесь совпадает с понятием «первичное», «вторичное».
Материя существует независимо от сознания, сознание нуждается в материи: в бесконечном мире, поражающем сознание в своем носителе – человеке, как высокоорганизованной материи, в существовании мира, как оригинала, который отражается в сознании.
Реальность. | |
Объективная реальность. (Независима, Первична, Субстанция) | Субъективная реальность. (Зависима, Вторична, Свойства высокоорганизованной материи) |
Материя как субстанция имеет ряд свойств:
- пространство;
- время;
- отражение (предпосылка нашего сознания);
- бесконечность;
- развитие.