Попытки научного осмысления музыкотерапии

Особую роль в эмоциональном воздействии на человека сыграл хорал. Хорал (ср.-век. лат. сantus choralis – хоровое песнопение) – традиционное (канонизированное) одноголосное песнопение, исполнявшееся в западно-христианской церкви и являвшееся частью богослужения.

Существовало два вида хорала – григорианский и протестантский. Григорианский хорал – это традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590 – 604 г.г.), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. В основных чертах григорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной Германии, Швейцарии и северной Италии. Языковая основа григорианских песнопений – латынь, отдельные песнопения пелись на греческом языке. Тексты брались в основном из Библии. Григорианское пение монодийно, хотя в дальнейшем григорианский хорал явился основой ранних форм европейского многоголосия (органума, дисканта).

Самые ранние рукописи григорианского пения (конец VIII в.) содержат только тексты. Ритмика древнейшего григорианского песнопения основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей. Григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой в XII веке возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразило ряд изменений, происшедших в григорианском пении – диатонизацию мелоса, сведение ритмики к последованию равных длительностей (cantus planus – ровное пение). В этом виде григорианское пение сохранялось в эпоху Возрождения, Барокко и в XVIII – XIX в.в. текущий, непрерывный характер звучания григорианского пения исключал присутствие всякой субъективности, проявление земного начала. Эта музыка олицетворяла изречение Божественной истины, уход от мирской суеты.

При исполнении григорианского песнопения человек отключался от дневных забот, сосредотачиваясь на внутренних ощущениях покоя и отрешенности. Эмоциональный строй его выравнивался, наступало состояние умиротворения и миролюбия. Вибрации звуковой волны, создаваемой голосом, вступали в резонанс с физическими ритмами (дыханием, сердцебиением и т.д.), пульс замедлялся, дыхание становилось более глубоким и полным. Все это способствовало гармонизации душевных и физических сил поющего.

Протестантский хорал – духовное песнопение на немецкий текст, связанное с протестантским культом. Протестантский хорал возник в Германии в XVI веке в эпоху Реформации и крестьянской войны. Мартин Лютер со своими сподвижниками создал фонд песнопений протестантского хорала, стремясь сделать их простыми, легко запоминающимися и доступными для исполнения общиной, не обладавшей профессиональной подготовкой.

Основные источники мелодий протестантского хорала – разнообразные по содержанию народные, духовные и светские песни. Тексты протестантского хорала заимствовались из немецких духовных песен или представляли собой переводы из католических песнопений и гимнов на латинском языке. Ранние протестантские хоралы были изложены полифонически, с мелодией в теноре. Церковная музыка обогатилась интонациями народно-песенного происхождения. Под воздействием бытовой музыки, хоральная мелодика получила аккордовое сопровождение. Присутствие эмоционально-личностной стороны в протестантском хорале определилось его важнейшей функцией – хорал стал формой прямого страстного обращения человека к Богу.

Исполняя протестантский хорал, поющие не только испытывали сильные эмоции, но и имели возможность из «легализовать» и вербализовать, т. е. высказать со всей силой. Этот процесс можно назвать отреагированием эмоций. Что без сомнения имело терапевтическую направленность и способствовало освобождению от накопившихся эмоций и, следовательно, профилактике нервных перегрузок и оздоровлению.

В Средние века практика музыкотерапии была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий на эмоциональное состояние человека. Устанавливались связи между характером и темпераментом пациента и предпочтениями им того или иного характера музыки. Сторонники теории аффектов знали, что музыка способна выразить все душевные страсти человека.

Понятие «аффекта» лежало в основе важнейшего эстетического учения средневековья. Аффект – это выраженное в музыке эмоциональное состояние человека, «движение его души». Основой теории аффектов стало учение о форме. Одним из пластов этого учения явилась риторика – искусство ораторства. Главным в риторике было эмоциональное воздействие на человека, сводимое к трем принципам: учить, услаждать, волновать.

Появилось такое понятие как музыкальная риторика. Отдельные законы и положения риторики перешли в музыкальное искусство. Риторика была признана великолепной моделью для создания нового музыкального языка. Так попало в музыку понятие «фигура» (музыкальный оборот, например, каденция).

Музыка, звучащая в человеке, «musica humana», в античном мире находила свои соответствия вначале как представления о музыке в пульсе. В раннем средневековье Касиодор (487–583) придерживался этой концепции, и Алькуин (730–804) из окружения Карла Великого поднял ее на соответствующую высоту.

Позже оно было воспринято средневековой теорией музыки и медициной. Роджер Бэкон (1215 – 1295) в своей книге «Opus tertium», опубликованной в 1267 г., указывал на то, что биение пульса через равные интервалы подобно музыке, поэтому учение о пульсе он старался подчинить музыке. По его мнению, врач обязательно должен знать музыкальные пропорции. Идеал врача он видел во всеобщем образовании, в рамках которого музыке отводилось особое место. В X веке предпосылкой для изучения медицины считалось овладение искусством. Это требование в XIII веке стало обязательным для университетского плана обучения.

По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие» [3, 7-18].

Г.Ф. Гегель, размышляя о механизме влияния музыки на человека, отмечал, что «предназначенная музыке трудная деятельность сводится к тому, чтобы заставить сокровенный жизненный процесс раскрыться в звуках или присоединить его к высказанным словам или представлениям, погрузив представления в звуковую стихию, чтобы возродить их заново для эмоции и сокровенного восприятия».

По сути, речь идет о рефлексии с помощью музыки. По мнению ученого, музыка, со свойственной только ей яркостью и эмоциональностью, способна вернуть из памяти и возродить к жизни глубоко личные, интимные воспоминания, наполненные переживаниями. Возродить для того, чтобы с новых позиций и на новом уровне пережить-переосмыслить. В этом философ видит врачующую, исцеляющую силу музыки.

Гегель подчеркивает идеальность музыки как вида искусства: «Слушая музыку, мы не имеем перед глазами созерцаемого предмета, а как бы следим за движением самой души» [1, 96]. По Гегелю, само существование музыки - духовно, и в ней воплощается не мыслящий разум, а чувственное начало. «В силу присущих музыке движения и звуков, сотканных в единое целое, она придает известные формы чувствам и симпатиям, которые ею порождаются. Музыка оживляет самое душу».

Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII в., а экспериментальные исследования - к концу XIX - началу XX. в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: