• Гносеологическая – адекватное отражение реальности, знания, необходимые для решения конкретных социально-политических задач
• Информационное обеспечение политических решений – канал обратной связи между обществом и государством
• Поддержание политической стабильности (+интегративная функция) – конструирование механизмов интеграции, диалога между различными политическими группами, интересами и идеологиями
• Политическая социализация – приобщение граждан к системе политических ценностей
Методы политической социологии.
Политическая социология использует как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы и т.п. (здесь преимущественно теоретические методы), так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как социальных организаций, в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д. (теоретические и эмпирические методы).
|
|
Наиболее важные и часто используемые в социологии политики методы можно подразделить на три группы.
Общетеоретические методы: отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию (например, системный подход), либо ориентируют на особый подход к нему (как сравнительный метод). Использование таких методов позволяет дать разнообразные всесторонние характеристики политической реальности
• Институциональный
• Социологический
• Сравнительный
• Системный (Д. Истон)
• Структурно-функциональный (Алмонд)
• Психологический
• Бихевиоралистский
• Исторический
Общелогические методы: методы, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса.
• Диалектический метод – рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи элементов и внутренней противоречивости политического процесса;
• Индукция и дедукция
• Анализ
• Синтез
Эмпирические методы:
сбор данных – наблюдение, опрос, экспертные оценки, глубинное интервью, контент-анализ, фокус-группы;
анализ данных – корреляционный, факторный, кластерный, вторичный анализ данных. Моделирование политич. процесса.