История: наука и реальность

За те 2,5 тысячи лет, которые прошли после времени Геродота, история как особая наука стала очень важным явлением в жизни любого общества. Возникли различные исторические дисциплины, например, археология, возникли научные школы и целые направления в истории науки. Возникли и различные понимания сути исторической науки. Возникла потребность дать четкое определение науке истории, т.е. ответить на вопросы: что такое история и чем она должна заниматься, что изучать или, выражаясь другими словами, каков предмет истории?

При ответах на эти вопросы были обнаружены разного рода сложности, и первая из них заключалась в том, что словом история стали называть два принципиально разных явления: реальные процессы и науку, изучающую эти процессы.

Например, в выражении «героическая история нашего народа» под историей понимают реальные события прошлого. А в выражении «методы истории», под историей понимают науку, которая изучает, исследует реальные события, реальные факты. Получается, что история - это наука об истории. В других науках в этом отношении проще, например, никто не скажет, что биология это наука о биологии, а химия – наука о химии. Двусмысленность термина «история» была давно замечена. Об этом, например, говорил великий русский историк В.О. Ключевский в ХIХ веке, а ХХ веке русский философ Г.Г. Шпет даже предложил ввести новое слово «историка» для обозначения исторической науки, а слово «история» использовать только для обозначения реальных процессов. Но это предложение не было реализовано, да и вряд ли оно могло быть осуществлено, ведь для этого пришлось бы отказаться от многовековой традиции, да вообще, трудно изменять естественные, национальные языки по плану. Остается одно: в том случае, когда в тексте или в разговоре используется слово «история», надо для себя точно установить, в каком смысле используется это слово в конкретной ситуации: или в смысле историческая наука, или в смысле реальные процессы.

Ситуация еще более усложняется из-за того, что слово «история», в применении к реальным событиям прошлого, стало использоваться не только в связи с событиями прошлого какого-то государства, народа, но и в отношении процессов возникновения и изменения любых явлений. Например, история вопроса, история преступления, история географии и даже конкретная история истории, или как принято сейчас говорить историография. Например, историография историиДревней Греции - это исследование тех исторических исследований, книг, теорий, в которых изучалась реальная история Древней Греции.

Следует особо отметить, что изучение отечественной истории в вузах тем и отличается от изучения истории в средней школе, что в вузовских курсах значительное внимание уделяется самой исторической науке, а не только реальным историческим процессам, как в школе. Впрочем, любое изучение реальной истории происходит через призму достижений и приемов исторической науки. Любая учебная программа по истории, любой учебник- это всего лишь выбор определенного направления в исторической науке, и отбор небольшого количества фактов из тысяч и миллионов событий, изучаемых наукой. Поэтому необходимо учитывать еще один смысл слова «история» - это понимание истории как особого учебного предмета, особой учебной дисциплины. Ее цель – использовать достижения науки для того, чтобы познакомить учащегося с реальными процессами.

Упомянутую выше историографию иногда называют специальной исторической дисциплиной. Развитие исторической науки привело вначале к появлению историков – профессионалов, а затем к специализации этих профессионалов и выделению специальных дисциплин в исторической науке. Основные из этих исторических дисциплин: археология, история культуры, источниковедение.

Особое место среди всех исторических дисциплин занимает археология (от греч. наука о древностях). Иногда археологию называют наукой о прошлом человечества. Но, строго говоря, всю историческую науку можно назвать наукой о прошлом. В чем же специфика археологии? История в целом изучает, прежде всего, процесс развития общества, изучает, каким образом возникало, менялось и, наконец, принимало современный вид то, или иное государство, общество. Археология же изучает какие-то конкретные явления прошлого, изучает конкретное состояние определенного общества. И главное – археология это практически единственная некабинетная историческая дисциплина. Археолог должен вначале найти, обнаружить реальные предметы, объекты какой-то далекой эпохи: орудия труда, предметы быта, строений, монеты, тексты. А уже потом, в тиши кабинета, археолог может составить описание найденных вещей, проделать их анализ и сделать свои выводы. В дальнейшем эти выводы используют и представители других исторических дисциплин.

Археология самая плодотворная, но и самая трудная, а иногда и опасная научная деятельность. Археологи могут вести поиск в труднодоступной местности, в сложных климатических условиях. Один из самых интересных эпизодов в археологии связан с деятельностью английского исследователя Г. Роулисона. Благодаря деятельности этого человека, удалось расшифровать клинопись – систему письменности Древнего Шумера и Вавилона. Но деятельность Роулисона – это не просто кропотливая расшифровка имеющегося текста.

Текст надо еще найти. И Роулисон нашел его: этот текст был выбит на высокой скале в Бехистуне (местность в современном Ираке). Этот текст представлял собой надпись, которая была выбита на скале по приказу персидского царя Дария I в 516 г. до н.э. Надпись содержала восхваления побед Дария, того самого царя, при котором начались греко-персидские войны, описанные Геродотом. Надпись Дария была высечена на трех языках: древнеперсидском, эламском и вавилонском. После этого скала была обрублена снизу, чтобы ни один человек не мог добраться до надписи и повредить текст, который должен был существовать вечно. И действительно, текст надолго пережил персидскую державу. Но как было до него добраться? Роулисон решил эту проблему по - альпинистски. Он забрался на вершину скалы, затем на веревках спускался до уровня надписи и копировал ее максимально точно. Делать это было опасно для жизни. Эту работу археолог Роулисон проделывал на протяжении нескольких лет в 1835-1847гг. (с перерывами). Зато после завершения этой работы вавилонская клинопись была, наконец, расшифрована. Затем были прочитаны десятки тысяч текстов, найденных другими археологами. Благодаря этому, историки узнали о существовании цивилизации Шумера, узнали о многих важнейших явлениях мировой истории.

В ХХ веке обретают самостоятельный статус так называемые вспомогательные исторические дисциплины, которые специализируются на изучении определенного круга исторических явлений и объектов. Это такие дисциплины, как геральдика, изучающая гербы; нумизматика, изучающая монеты, а так же ордена и медали; сфрагистика, изучающая печати, и ряд других дисциплин. Это такие дисциплины, как геральдика, изучающая гербы; нумизматика, изучающая монеты, а так же ордена и медали; сфрагистика, изучающая печати, палеография, изучающая древние тексты, топономика, изучающая географические наименования, и ряд других дисциплин.

Результаты исследований во всех исторических дисциплинах обобщаются, систематизируются, и на основе этого складывается достаточно полная система знаний о процессе возникновения и развития какой-то страны, региона, крупного события. Так составляются, например, история Египта, история Древней Греции, история великой Французской революции. Иногда обобщение достигает такого уровня, что создаются работы наподобие «Истории человечества», «Всемирной истории». И сразу же возникает сложная проблема: можно ли изложить всю совокупность знаний исторической науки в отношении одной страны (или человечества в целом) в одной работе, пусть даже многотомной?

Вряд ли это возможно в принципе. Полная научная история Франции - это все, что создано исторической наукой в отношении прошлого Франции. Это и статьи, и монографии, и материалы дискуссий. Это миллионы страниц текста. Эти миллионы страниц интересны и доступны в основном профессиональным историкам, специалистам. А что делать неспециалистам, желающим иметь представление об истории Франции? Для них и создаются учебники, учебные пособия по истории, создаются на основе предельного обобщения данных исторической науки.

Основные трудности при создании учебника по истории - это гармоничное выстраивание материала, с тем, чтобы материал какой-либо специальной исторической дисциплины не вытеснял материал других дисциплин. Например, во многих учебниках по истории какой-либо страны история государства и права занимала непропорционально много места по сравнению со сведениями из области культуры. Не случайно в ХХ веке даже складывается особая историческая дисциплина - и научная, и учебная - «История государства и права».

Всю совокупность сведений, представлений о реальной истории принято называть историческим знанием. Оно включает в себя, прежде всего, данные исторической науки. Но эти данные удел специалистов. А большинство людей получают представления об истории из учебников, школьных уроков и знаний в вузах. Важной составляющей исторического знания являются и произведения искусства – как современные, рассказывающие о прошлых событиях, так и произведения, созданные в далеком прошлом. Например, представления о событиях V века до н.э. в Древней Греции можно получать не только из трудов историка Фукидида, но и из театральных пьес Аристофана, отца комедии. Другой пример, более близкий нам по времени и по месту действия. Долгое время большинство наших соотечественников свои представления о деятельности таких исторических деятелей, как Александр Невский, Иван Грозный, Иосиф Сталин, черпали не из научных работ, и даже не из учебников по истории, а из художественных кинофильмов. Насколько верно соответствовали эти фильмы историческим реалиям - это другой вопрос, но то обстоятельство, что мнения или знания миллионов людей об исторических событиях основано на художественных произведениях - несомненно.

Другой важной частью исторического знания являются семейные или народные предания, воспоминания. Они могут отличаться от той исторической традиции, которая господствует в школах и вузах, может дополнять эту традицию. Но сведения, получаемые в семье, от близких людей, обладают большой силой воздействия на человека. Таким образом, историческое знание - это сложная система идей, сведений, представлений, получаемых человеком из самых различных источников на протяжении всей жизни.

Но основные представления формируются в раннем возрасте. Поэтому роль преподавания истории в школах и вузах особенно велика. Настолько велика, что в любой стране изучению истории уделено огромное внимание со стороны государства. Почему же любое государство стремится контролировать процесс формирования исторических знаний? Почему так важна история? Ответ – в следующем разделе.

3. Величие и опасность истории.

От того, чему и как учат истории в учебных заведениях, зависят судьбы народов и мира в целом. Не больше и не меньше. И это не метафора. И даже не гипербола, не преувеличение. Это самый несомненный факт мировой истории. Этот факт имеет мрачное, но неоспоримое доказательство.

Это доказательство содержится в книге А. Гитлера «Mein Kampf», в своеобразной автобиографии будущего диктатора. В этой работе Гитлер, излагая (в 1924 г.) свое видение истории, описывал, как он пришел к этому видению, как возникли его убеждения. «Для моей личной судьбы и всей моей дальнейшей жизни сыграло, быть может, решающую роль то обстоятельство, что счастье послало мне такого преподавателя истории…»3. Речь идет о человеке, преподававшем историю в училище австрийского города Линца, где учился будущий фюрер. Чем же был хорош этот учитель? «Сухие исторические воспоминания он умел превратить в живую увлекательную действительность. Часто сидели мы на его уроках полные восхищения, и нередко его изложением бывали тронуты до слез. Счастье наше было тем более велико, когда этот учитель в доступной форме умел, основываясь на настоящем, осветить прошлое и, основываясь на уроках прошлого, сделать выводы для настоящего…Наш маленький национальный фанатизм был для него средством нашего воспитания. Апеллируя все чаще к нашему национальному чувству чести, он поднимал нас на гораздо большую высоту, чем этого можно было бы достигнуть какими бы то ни было другими средствами. Этот учитель сделал для меня историю самым любимым предметом. Против своего собственного желания он уже тогда сделал меня молодым революционером».

Невольно возникают вопросы; а если бы у юного Адольфа не было бы такого увлекающего учителя истории, или, если бы учитель преподавал, не "апеллируя к национальному чувству", не сложились бы судьбы Гитлера и мира в целом более благополучно? Но произошло то, что произошло. Реализация Гитлером полученного в Линце видения истории привела к гибели 15 миллионов немцев и десятков миллионов людей других национальностей.

Сразу же после окончания Второй мировой войны английский писатель Джордж Оруэлл написал свой знаменитый роман «1984». Книга была навеяна размышлениями о сути и природе тоталитарных диктатур, контролирующих все сферы жизни общества и поведения каждого человека. Главный герой книги Уинстон Смит работает в Историческом Отделе Министерства Правды. Главная задача этого министерства заключалась в обеспечении жителей страны информацией с помощью распространения газет, журналов, кинофильмов, телепередач и учебников. Все содержание информации определялось господствующей в стране партией английского социализма - по аналогии с немецкой национал - социалистической партией Гитлера. Деятельность работников Исторического Отдела заключалась в том, чтобы исправлять те газеты, журналы и книги, в которых говорилось об исторических событиях. Исправления производились в связи с новыми установками партии. Некоторые издания переделывались, а некоторые уничтожались. И эта работа по контролю за информацией об историческом прошлом считалась наиважнейшей. Почему? Потому что правящая диктатура исходила из принципа: «Кто контролирует прошлое - контролирует будущее, кто контролирует настоящее - контролирует прошлое"4.

Собственно на этом принципе и примерно описанным образом происходил пересмотр учебников по истории в Германии после прихода к власти Гитлера. Примерно так же обстояло дело в других странах с тоталитарным правлением. Главнейшей задачей считалось формирование нового, особого, исторического сознания общества – такого, которое бы помогало диктаторам удержаться у власти и реализовывать свои агрессивные замыслы в отношении других государств и народов. Государственный контроль за преподаванием истории осуществляется не только в тоталитарных государствах. В этом отношении очень показательна книга «Как рассказывают историю детям в разных странах мира», написанная М.Ферро, выдающимся французским историком.

В своей книге Ферро показывает, как по разному школьникам преподносят информацию об одних и тех же исторических событиях в различных регионах. Например, история ислама по разному преподается в Иране и арабских странах, история Великой Французской революции по разному во Франции и Германии. Ферро приводит огромное множество разночтений в понимании исторических процессов в различных регионах и странах, от Австралии и Африки до Европы и Северной Америки.

Французский историк показывает, что преподавание истории – не просто явление культуры или система образования - это важный политический фактор, от которого во многом зависят судьбы государств. Объяснение этого Ферро дает в предисловии к своей книге. «Не нужно себя обманывать: образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории»5. То, что человек думает об истории своего народа и государства, об истории других народов, человечества в целом, играет важную роль в формировании представлений о смысле жизни отдельного человека, о его долге по отношению к своему народу, государству. И самое главное, о его месте в истории человечества. Изучение истории закладывает основы образа мышления человека, формирует менталитет человека. А менталитет затем определяет поведение человека, его готовность совершать какие-то поступки. Все это учитывается государством, это объясняет активность государства в контроле за преподаванием истории. Поэтому, по мнению того же Ферро, прошлое различных обществ становится более чем когда бы то ни было, одной из главных ставок в столкновениях государств, наций, культур и этнических групп. "Зная прошлое, легче овладевать настоящим, придавать законное основание власти, претензиям". Ведь именно господствующие структуры: государство, церковь, политические партии и группы, связанные частными интересами, владеют средствами массовой информации и книгоизданием, финансируют их от выпуска школьных учебников или комиксов до кино или телевидения»6.

Можно сказать, что государство видит в истории, прежде всего, способ формирования определенных взглядов и представлений, способ воспитания молодых людей в определенном ключе. Государство считает главной функцией истории - и науки, и учебной дисциплины – воспитательную функцию. Сама по себе эта функция важна и неизбежна, но ведь можно воспитывать и нового Гитлера. Чтобы этого не произошло, воспитание не должно формировать чувство неприязни к другим народам, а воспитательная функция не должна перечеркивать другие функции: давать объективную, честную и полную информацию о событиях прошлого, и самое главное - формировать гуманистические идеи и представления у молодежи.

История, которая стремится посеять недоверие между людьми, связана с искажением исторических событий. Это искажение бывает самым разносторонним, например какие-то события могут просто не упоминаться, какие-то события могут истолковываться в заведомо ложном значении, какие-то «события» могут просто придумываться. С помощью подобных приемов можно обосновать, доказать какое угодно видение истории. Чтобы избежать таких ложно - построенных пониманий истории, в исторической науке были разработаны четкие научные критерии, позволяющие добиваться объективного понимания исторических процессов и преподавания истории в учебных заведениях. В исторической науке возникли даже специальные дисциплины, в которых разрабатываются подобные критерии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: