Рождение истории

История науки история начинается с истории слова история.

Слово «история», которым принято обозначать особую науку, было использовано в качестве названия книги Геродота. Этот человек жил в Древней Греции в V веке до н.э. и был уроженцем города Галикарнас, известного тем, что там было создано одно из семи чудес света – Мавзолей. Правда, Мавзолей создавался в IV - III вв. до н.э. - через сто лет после смерти Геродота, жизнь и книгу которого можно назвать восьмым чудом света.

Уроженец Галикарнаса побывал почти во всех регионах Греции, посетил Египет, Македонию, Сицилию, многие города Азии (собственно сам Галикарнас располагался в Малой Азии, на территории современной Турции). Геродот был не просто путешественником, он был исследователем, изучавшим обычаи, сказания, нравы и природу тех мест, которые видел. Особый интерес Геродота вызывало государственное устройство различных народов, поскольку будущий автор «Истории» в молодости участвовал в политической борьбе в Галикарнасе, защищал демократию от тирании.

Результатом исследовательской деятельности Геродота и стала его книга. Собственно, само слово «история» вначале и означало «исследование», но после выхода в свет книги Геродота, оно стало означать исследование прошлого народов и государств, то, что сейчас принято называть историческими исследованиями или исторической наукой.

Для чего Геродот создавал свой труд, довольно большой, состоящий из 9 частей? Он сам ответил на этот вопрос в самом начале своей книги: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение, и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом». В книге Геродота описываются греко-персидские войны V в. до н.э., но при этом Геродот начинает с изложения гораздо более ранних событий, со времени возникновения персидского и греческих государств.

Сочинения, в которых описывались войны и события прошлого, создавались и в других регионах, и задолго до V века до н.э. Почему же именно Геродот был назван древнеримским мыслителем Цицероном «отцом истории»? Не только потому, что великий грек дал название целой науке. Не только потому, что его «История» – это первое по времени создания полностью сохранившееся систематическое историческое произведение. Главная заслуга Геродота заключается в том, что он заложил основные принципы исторической науки: тщательность и объективность исследования, поиски причин произошедших событий, использование самых разнообразных источников сведений о событиях, уважительное отношение ко всем народам, а главное, использование исследований прошлого в благородных воспитательных целях. Книга Геродота до настоящего времени считается одним из лучших исторических произведений. Кроме перечисленных принципов, ее отличает красочный живой литературный стиль изложения.

Правда, уже в самой Древней Греции появились непримиримые противники принципов и книг Геродота. Самый известный из них – другой греческий историк Плутарх, живший на 500 лет позже Геродота. Знаменитый своими «Сравнительными жизнеописаниями», Плутарх написал множество книг и среди них трактат «О злокозненности Геродота», где отец истории был даже назван «филоварваром», т.е. человеком, любящим чужеземцев. Плутарху не понравилось, что Геродот, даже описывая противников греков во время войн, соблюдал принцип уважительного отношения к другим народам и не боялся говорить о неблаговидных поступках своих соотечественников. Другими словами, Плутарха не устраивал принцип объективности рассмотрения событий прошлого. Таким образом, можно прийти к выводу, что уже в древности возникают различные понимания того, с какой целью и на каких принципах должны создаваться книги по истории.

В начале ХХI века принципы Геродота можно признать наиболее приемлемыми. Что может быть лучше в истории, чем сочетание гуманизма и объективности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: