Цель и задачи анализа финансовой деятельности предприятия

В основе финансового анализа предприятия лежит анализ агрегированных форм финансовой отчетности, определенных Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих финансовое и имущественное положение предприятия за отчетный период и на отчетную дату Цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия - повышение эффективности его работы на основе систем­ного изучения всех видов деятельности и обобщения их результа­тов.

Правильный выбор цели и постановка задач анализа финан­совой деятельности предприятия имеют большое значение. На основе поставленных целей и с учетом имеющихся возможностей определяется истинное состояние предприятия, вырабатываются способы достижения оптимальных решений, подбираются мето­ды управления, производятся различные изменения в организа­ционной, технологической, коммерческой и других видах дея­тельности предприятия. Система целей и задач анализа деятель­ности предприятия конкретизируется по содержанию, времени реализации и уровням.

В процессе анализа финансовой деятельности предприятия рассматриваются следующие основные направления деятельно­сти предприятия:

· выявление основных приемов анализа состояния и использова­ния финансовых ресурсов;

· оценка финансового состояния и диагностика банкротства, оценка финансового риска;

· оценка экономических результатов работы предприятия с пози­ции конкурентоспособности продукции (работ, услуг), уровня рейтинга предприятия, деловой активности и деловой репутации;

· оценка эффективности работы предприятия и основных факторов, ее определяющих.

Финансово-хозяйственный анализ предприятия объединяет ретроспекцию (анализ прошлого, истории развития объекта), ди­агноз (систематизированное описание настоящего) и проспекцию (определение возможного состояния в будущем).

Функциями анализа являются: контрольная, учетная, орга­низационная и индикативная.

Финансовое состояние предприятия характеризуется:

· обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования предприятия.

· размещением финансовых ресурсов.

· платежеспособностью.

· финансовой устойчивостью.

· эффективным использованием финансовых ресурсов иделовой активностью.

Таким образом, финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.

Анализ финансового состояния осуществляется в основном по данным квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Такой анализ включает в себя следующие блоки:

· общая оценка структуры имущества и его источников;

· анализ ликвидности средств и платежеспособности предприятия;

· анализ финансовой устойчивости;

· анализ движения капитала;

· анализ потоков денежных средств и деловой активности;

· анализ прибыльности, рентабельности и фактов, влияющих на финансовый результат.

Практикой выработаны основные методы анализа финансового состояния, среди которых можно выделить следующие: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ; сравнительный (пространственный) анализ; факторный анализ; метод финансовых коэффициентов.
Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются: простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изменений; анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей. При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляется прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм-конкурентов.

Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез) При прямом способе анализа результативный показатель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: