Конкуренция – состязание между производителями за наиболее выгодные сферы вложения капитала, рынки сбыта, источники сырья.
Выживаемость любой организации определяется конкурентоспособностью, которая связана с уровнем цены и уровнем качества продукции, продолжительностью работ.
По поведенческому признаку выделяют конкуренцию:
1) гарантирующую (обеспечивающую)
2) приспособленческую
3) креативную
Для строительных организаций, как правило, характерен гарантирующий вид конкуренции, то есть организации стремятся сохранить достигнутых позиций на строительном рынке, удельный вес тех или иных видов СМР и сложившийся имидж среди заказчиков, не имеют возможности или не хотят объемы и виды работ, выходить на новые рынки деятельности. Обеспечивающая конкуренция возможна при постоянном повышении качества, является неценовой конкуренцией, или конкуренцией по качеству.
Приспособленческая конкуренция – система действий, направленная на то, чтобы опередить соперников, копирую его организацию производства, труда и другие методы работ. Этот вид конкуренции называют «следование за лидером».
Креативная конкуренция – система действий производителя, создающая превосходство над соперником (выпуск новой продукции, передовых технологий).
Неценовая конкуренция предусматривает изменение свойств продукции, создание новой продукции, совершенствование услуг, сопутствующих товарам.
Ценовая конкуренция – соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства определенной продукции, снижение цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
По типу конкурентных стратегий предприятия различают:
1) «Виолент»
2) «Патиент»
3) «Коммутант»
4) «Экспелерент»
Классифика-ционный признак | ВИОЛЕНТ (бегемот) | ПАТИЕНТ (хитрый лис) | КОММУТАНТ (серые мыши) | ЭКСПЕЛЕРАНТ (первая ласточка) |
Профиль производства | Массовая стандартная безадресная | Узкоспециали-зированный | разнообразие | Опытно-экспериментальный |
Размер предприятия | Крупные | Средние | Малые | Малые |
Экономическая устойчивость | высокая | высокая | Низкая | Низкая |
Расходы на НИОКР | Средние | высокие | Низкие | Высокие |
Факторы силы конкуренции | Высокая произво-дительность труда | Особый рынок, особые покупатели | Гибкость, привязка к местным условиям | Опрежение в НТП |
ВИОЛЕНТ: для успеха на рынке необходимо вложить инвестиции в развитие 3-х направлений: «Гордые львы» (быстро растет, причина успеха – новизна рынке, продукция рассчитана на среднестатистического покупателя. фирма захватывает рынок и является лидером в обществе); «Могучие слоны» (на этой стадии крупное размером предприятие, средний по темпам но высокий по размерам рост, начинается диверсификация производства, экономическое положение предприятия стабильно); «Неповоротливые бегемоты» (компания сохраняет большие размеры, теряет темпы производства, слишком диверсифицирована, теряется лидерство).
ПАТИЕНТ: для данных компаний любые идеи отбрасываются, если они выходят за рамки специализации фирмы. Основное направление – нишевая стратегия (концентрация на узком сегменте рынка, ставка на дифференциацию производимой продукции, потребительская ценность которой очень велика).
КОММУТАНТ: предприятие не располагает современным оборудованием, высокими технологиями, высококвалифицированными специалистами. Это чаще всего предприятия малого бизнеса. Они хорошо знают местный спрос и соответственно строят свою стратегию. Особенности – небольшой размер предприятия, ограниченный круг покупателей, разнородность и изменчивость продукции.
ЭКСПЕЛЕРАНТ: данные фирмы возникают на основе научно-технических идей, являются возмутителями спокойствия.