От стратегии экономии средств к стратегии повышения эффективности их использования

Еще в конце XX в. при проведении подрядных торгов основным критерием при выборе подрядчиков для выполнения строительных проектов для государственных нужд (как в России, так и в странах Европы и США) чаще всего являлась наименьшая цена при условии квалификационной пригодности претендента, которая опре­делялась в результате квалификационного отбора. Основным методом выполнения крупных строительных проектов для государственных нужд, как в России, так и за рубежом, де-факто являлся так называемый традиционный метод (или метод «проектирование—тендер—строительство»), предусматривающий раздельную закупку проектных работ и строительных работ, которые выполняются разными поставщиками, а именно: проектной организацией и подрядной компанией.

В качестве основного преимущества «традиционного» метода организации строительного проекта в сфере развития инфраструктуры в сочетании с исполь­зованием в качестве главного критерия выбора подрядчика критерия наименьшей цены, как правило, называется экономия бюджетных средств или средств международных финансовых организаций (МФО). Опыт ФИДИК и Института инженеров-строителей Великобритании, полученный при реализации крупных инфраструктурных проектов, подтверждает наличие такого преимущества. А именно: строительный проект, выполненный с использованием «традиционного» метода при выборе подрядчика по критерию наименьшей цены (при условии правильно проведенного открытого тендера с обязательной предварительной квалификацией), будет менее затратным, чем строительный проект, выполненный любым другим методом (например, методом проектно-строительного подря­да, «под ключ» и т. д.). Однако указанное преимущество однозначно имеет место только при учете ценовых характеристик собственно строительства, оснащения объекта и т. д., т. е. при узком рассмотрении проекта как «строительного». Любое расширение контекста или рамок проекта, скажем, путем включения учета стоимости и эффективности эксплуатации построенного объекта, уже не позволят однозначно говорить о наличии такого преимущества.

В связи с вышеуказанным в настоящее время государственные заказчики России, ЕС, а также США говорят о целесообразности перехода от стратегии экон омии государственных средств к стратегии повышения эффективности их использования. Данную тенденцию в определенной степени отражает Федеральный закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, в котором перечень возможных критериев оценки конкурсных заявок включает шесть критериев, среди которых, наряду с «ценой предложения», включены такие критерии, как качественные характеристики объекта, сроки поставок, расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание. Даже с учетом того, что многие из указанных критериев в большей мере характерны для закупок товаров, нежели строительных работ, тенденция — налицо.

В Европейском союзе и США переход к стратегии повышения эффективности использования бюджетных средств и средств МФО при реализации инфраструктурных строительных проектов осуществляется в рамках концепции устойчивого развития. В связи с формулированием и реализацией концепции устойчивого развития в европейском и американском строительных сообществах все больше говорят об «устойчивости закупок». «Устойчивость» достигается такой органи­зацией закупок работ, товаров и услуг, которая обеспечивает максимальное соответствие конечного продукта требованиям и ожиданиям заказчика, экологичность и безопасность продукта на всех этапах его жизненного цикла, соответствие продукта социальным критериям и требованиям, оптимальные ценовые характеристики продукта с учетом стоимости его производства, эксплуатации, модерни­зации и утилизации.

Особое внимание «устойчивости закупок» уделяется в Европейском союзе, где все большее количество строительных проектов, финансируемых из бюджетных средств или с привлечением средств МФО, носит характер общеевропейских, а по существу, — международных в рамках ЕС. В связи с вышеуказанным, европейская профессиональная ассоциация подрядчиков «Европейские международные подрядчики» (ЕМП) отмечает, что для обеспечения «устойчивости» процесса закупок строительных работ необходимо действовать в следующих двух направлениях:

• осуществлять постепенную модернизацию правил закупок строительных работ в направлении повышения эффективности расходования финансов, а не их экономии, с одной стороны, и более комплексной, многосторонней оценке предложений поставщиков работ и услуг, с другой стороны;

• обеспечивать более полное соблюдение в ходе практической реализации закупок установленных правил, норм и действующих законов.

Модернизация принятых в ЕС и странах-членах сообщества правил закупок (как зафиксированных в нормах и законах, так и действующих в качестве «обычаев» и принятой практики) подразумевает следующее в рамках «традиционного» метода реализации строительного проекта:

• обязательное проведение открытой предварительной квалификации претен­дентов с целью оценки рынка потенциальных предложений и отсеивания заведомо неприемлемых претендентов;

• переход от основного критерия «наименьшей цены» к основному критерию «наиболее экономически выгодного предложения» (НЭВП), для чего следует выработать и рекомендовать для использования заказчиками методики определения НЭВП для строительных проектов различных типов;

• всегда разрешать претендентам представлять альтернативные предложения» и поощрять их на это;

• чаще применять двухэтапные торги, которые предусматривают раздельную подачу претендентами технических и финансовых предложений, с обязательным изучением сначала технических, а потом ценовых предложений претендентов;

• усилить роль инженеров-консультантов и профессиональных управляющих строительством при закупках и выполнении строительных работ;

• расширить сферу применения в практике закупок строительных работ для государственных нужд нетрадиционных методов реализации строительного проекта, прежде всего проектно-строительного подряда;

• расширить сферу применения метода, предусматривающего поощрение подрядчика за достижение определенного уровня эффективности функционирования объекта;

• расширить сферу применения партнерств между государством и частным бизнесом в строительстве, модернизации и эксплуатации объектов.

Тенденция развития системы закупок подрядных работ в указанных направ­лениях отмечается не только в Европе, но и в Российской Федерации, о чемсвидетельствует действующий Федеральный закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Это особенно важно в условиях увеличения объемов инвестиций в крупные строительные (прежде всего инфра­структурные) проекты во всем мире. Результаты анализа хода и перспектив развития мировой инфраструктуры в 2000-2010гг., проведенного Всемирным 6анком показывают, что финансовые потребности, которые позволяют обеспечить адекват­ное развитие и поддержание всех видов инфраструктуры, приближаются к $800 млрд в год, в том числе только в развивающихся странах — почти $500 млрд, 50% которых должны предназначаться для нового строительства и 50% — для ремонта и эксплуатации уже построенных объектов. Развитие описанной выше тенденции позволит кардинальным образом повысить эффективность инвестиций в строительство.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: