Функции налогов

Содержание экономических категорий наиболее полно раскрывается в их функциях. Именно функции служат формой проявления сущности категории. Анализ литературных источников показывает, что среди специалистов нет единства в определении функций, которые выполняют налоги на современном этапе развития общества. Однако большинство специалистов выделяют следующие функции налогов:

основные: фискальная и регулирующая;

дополнительные: контрольная, социальная и перераспределительная.

Налогам как относительно самостоятельной подсистеме сложной системы государственных финансов присуща, прежде всего, фискальная функция. К тому же именно эта функция и является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция налогов проявляется в бесперебой­ном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необхо­димыми для осуществления его деятельности. Это исторически наиболее древняя и основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития. Фискальная функция налогов отражает форму принуди­тельного лишения принадлежащей юридическому или физи­ческому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

Фискальную функцию налогов можно измерять. Для этого используется такой показатель, как налоговая нагрузка или налоговое бремя. Он определяется как отношение общей суммы налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Этот показатель характеризует долю финансовых ресурсов госу­дарства, «перекачиваемых» через государственные денежные фонды, прежде всего в бюджет. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых – относительно высокая налоговая нагрузка (в Швеции около 47% ВВП, в США – примерно 27%, в развитых странах Европы – Германии и Англии – 36%). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. Россия считается страной с относительно невысокой налоговой нагрузкой, либеральной налоговой системой и политикой (налоговая нагрузка составляет около 18–20%). В Республике Беларусь, согласно данным официальной статистики, он составляет около 30 %.

Регулирующая функция тесно связана с фискальной. Ее суть в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе. Поэтому, в регулирующей функции часто выделяют три составляющие: стимулирующая, сдерживающая и воспроизводственная:

стимулирующая – отвечает задачам создания наиболее благоприятных условий для развития отдельных отраслей или экономики в целом, а также направления финансирования в социальную сферу. Стимулирующая функция реализуется преимущественно путем установления налоговых льгот либо снижением налоговых ставок в целом;

сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства отдельных видов товаров посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

воспроизводственная – предназначена для аккумулирования средств на воспроизводство используемых ресурсов.

Вследствие реализации регулирующей функции налогов достаточно ощутимы фискальные потери.

Дополнительные функции налоговне имеют отношения к налогу как к экономической категории, а являются функциями государства в системе управления процессом налогообложения.

Контрольная функция проявляется в оценке эффективности налогового механизма. Она состоит в своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Социальная функция заключается в поддержании социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.

Перераспределительная функция налогов обеспечивает про­цесс перераспределения части совокупного общественного про­дукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ре­сурсов), а другая часть - в бюджет государства. Посредством перераспределительной функции обеспечивается выравнивание доходов и расходов налогоплательщиков, перенаправление потоков рефинансирования между различными отраслями экономики, распределение доходов между центральными, региональными и местными бюджетами и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: