Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.
Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.
Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа, которые затем преобразованы в Инструкции, отмененные в настоящее время. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
|
|
Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы. В этой связи назрела необходимость реформирования налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.
Налоговый Кодекс РБ был принят в 2002 г. Ежегодно в него вносятся изменения. НК РБ состоит из двух частей – Общей и Особенной. Общая часть введена в действие с 1 января 2004 г., за исключением некоторых статей, состоит из четырех разделов. В данной части отражены общие положения, касающиеся налогообложения в РБ, вопросы налогового обязательства, налогового учета и налогового контроля, охарактеризованы налоговые и таможенные органы РБ, рассмотрено обжалование решений налоговых органов. Особенная часть введена в действие в 2009 г., состоит из пяти разделов: республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы, особые режимы налогообложения, налогообложение отдельных категорий плательщиков, заключительные положения.
Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.
|
|
Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов, пошлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.
Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и однозначное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уплаты, льготы и др.
Налоговый кодекс является документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых отношений. Изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на текущий год. Таким образом, обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономической ситуации в республике.
Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и физических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества.
Равенство налогоплательщиков перед законом выступает как экономическое равенство, когда за основу размеров налоговых изъятий принимается фактическая способность к уплате платежей путем сравнения базовых показателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юридических и физических лиц оставляет им свободу действий за пределами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.
В Налоговом кодексе устанавливается четкая презумпция правоты налогоплательщика, позволяющая ему принимать наиболее выгодные с точки зрения минимизации налогов решения в организации бизнеса. Помимо фискальных целей в нем закладываются функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств.
Таким образом, Налоговый кодекс играет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.