Налоговая система государства и основные принципы налогообложения

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговая система – совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Налогообложение – это процесс установления и взимания на­логов в стране, определение величин налогов и их ставок, а так­же порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Исторически сложившаяся мировая практика налогообложения включает в себя следующие основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы или правила впервые были сформулированы А. Смитом еще в книге "Исследование о природе и причине богатства народов" в 1776 г.

Принцип равномерности требует, что­бы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим дохо­дам, которые они получают под покровительством этого правитель­ства. Часто данное правило называют принципом справедливос­ти, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения.

Принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

Принцип удобства – предполагает, что на­лог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е го­сударство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко вре­мени получения дохода.

Принцип экономности – предполагает сокращение издержек, связанных со взиманием налогов, расходы по сбору на­логов должны быть минимальными.

Принцип эффективности – предполагает, что налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны; налоговая система должна быть понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и пла­тельщиками:

принцип всеобщности, выражающий единый подход к нало­гоплательщикам независимо от источника дохода;

принцип однократности обложения одного и того же объек­та за определенный период;

принцип стабильности налоговой системы в течение дли­тельного времени;

принцип оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспече­ние государства налоговыми доходами при относительно не­большом количестве налогов и справедливой тяжести обложе­ния юридических и физических лиц.

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь приводятся в Налоговом Кодексе РБ от 19 декабря 2002 г. № 166-З (ст.2):

1 Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2 Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией РБ, НК, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ.

3 Налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.

4 Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство РБ, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории РБ либо создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5 Допускается установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) согласно международным договорам РБ, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК и таможенным законодательством Таможенного союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: