Среди форм международного экономического сотрудничества, широко используемых в развитых и в развивающихся странах, важное место занимают свободные экономические зоны. Мировая практика показывает, что они являются одной из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления и способны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов страны за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий. Поэтому идея создания СЭЗ получила широкое распространение и в Беларуси.
Свободная экономическая зона является особым территориально-хозяйственным образованием с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления. Создание СЭЗ благоприятствует экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию этих территорий.
СЭЗ призваны инициировать деловую и финансовую активность в первую очередь внешних инвесторов, стать источником новых рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство рассчитывает на оживление регионов, распространение деловой активности на экономику всей страны.
Отличаются СЭЗ по целям развития и хозяйственной специализации.
В современной мировой практике существует около 30 разновидностей СЭЗ, среди которых можно выделить торговые, производственные с функциями импорта, импортозамещения или экспорта, технополисы и технопарки, а также зоны обслуживания (банковского, туристского, оффшорно-финансового и др.).
Юридической базой для осуществления деятельности субъектов хозяйствования в СЭЗ являются Закон РБ «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г., Указы Президента РБ о создании каждой зоны, положений о свободных экономических зонах и их администрациях, нормативно-правовых документов об особенностях налогообложения.
Для реализации в рамках СЭЗ принимаются инвестиционные проекты, направленные на развитие экспортного потенциала РБ; развитие и тиражирование инновационных и ресурсо- и энергосберегающих технологий; вовлечение в производственный оборот неиспользуемых помещений и оборудования. На территории СЭЗ не допускается:
- хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
- производство, переработка, хранение и продажа опасных и радиоактивных материалов, наркотиков, культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;
- производство алкогольных напитков, кроме вин, пива и шампанского;
- производство табачных изделий;
- организация лотерей и игорного бизнеса;
- подготовка и трансляция теле- и радиопередач;
- лечение больных, страдающих опасными инфекционными и психическими болезнями;
- лечение животных с особо опасными болезнями;
- деятельность, связанная с трудоустройством граждан за рубежом;
- другие запрещенные законодательством виды деятельности.
В Республике Беларусь действуют:
1) СЭЗ «Минск»;
2) СЭЗ «Брест» – является первой функционирующей СЭЗ в Республике Беларусь;
3) СЭЗ «Гродноинвест»;
4) СЭЗ «Гомель-Ратон»;
5) СЭЗ «Могилев»;
6) СЭЗ «Витебск»,
Кроме того, в Республике Беларусь создана особая зона, которая относится к технико-внедренческому типу, — Парк высоких технологий.
Предприятия-резиденты, действующие в СЭЗ «Могилев», зарегистрированы с участием инвесторов из Великобритании, Германии, России, Австрии, Турции, Дании, Латвии. Свыше 75% инвестиций направлены в химическую отрасль, а также машиностроение и металлообработку.
Ведущие предприятия СЭЗ «Могилев»:
- ОДО «ТехноТекс» (Беларусь). Зарегистрировано в 2002 г. Объем инвестиций 3,34 млн долл. США. Производство и реализация текстильных материалов технического назначения и изделий из них. Количество рабочих мест – 65.
- СООО «Джокей Пластик Могилев» (Беларусь, Германия). Зарегистрировано в 2003 г. Объем инвестиций 5,220 млн долл. США. Производство пластмассовой упаковочной тары методом литья под давлением. Количество рабочих мест – 90.
- СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» (Беларусь, Россия). Зарегистрировано в 2005 г. Объем инвестиций 7 млн долл. США. Производство железнодорожного подвижного состава. Количество рабочих мест – 374.
СЭЗ на территории Республики Беларусь создаются по решению Президента на определенный срок, который может быть продлен также по решению Президента Республики Беларусь. В целях создания благоприятных условий для развития СЭЗ в Республике Беларусь установлен правовой режим, предполагающий особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования.
Администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь определяется территория свободной таможенной зоны, которая может не совпадать с территорией СЭЗ и определяться внутри СЭЗ. Для товаров, ввозимых на территорию СТЗ, определяется таможенный режим «Свободная таможенная зона», который для резидентов СЭЗ означает полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и сборов.
К наиболее распространенным льготам и привилегиям, предоставляемым в СЭЗ, относятся:
1 Полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и сборов ввозимых на территорию СЭЗ машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства, а также прочих товаров, освобождение от таможенных пошлин и других сборов вывозимых товарно-сырьевых ресурсов.
Указанная льгота распространяется только на резидентов СЭЗ и означает:
- при ввозе иностранных и отечественных товаров на территории СТЗ налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются;
- при ввозе товаров с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров;
- при вывозе с территории СЭЗ собственных товаров за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отношении других товаров взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
2 Полное или частичное освобождение предприятий от налоговых выплат в местный бюджет, предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов.
3 Предоставление в аренду помещений, земли по льготным тарифам па длительный срок, льготные транспортные тарифы, льготные цены на энергоносители.
Следует отметить, что льготное налогообложение распространяется только на производственную деятельность резидентов СЭЗ и не распространяется на торгово-закупочную деятельность. Конкретные льготы определяются соответствующими нормативными документами по каждой СЭЗ. Например, по большинству СЭЗ действуют следующие льготы: ставка налога на прибыль 12% (в первые 5 лет прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога); налог на недвижимость не уплачивается по зданиям и сооружениям, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования; снижение на 50 % подлежащей уплате суммы НДС с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем и др.
Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на:
- общественное питание, игорный бизнес, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
- реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;
- на банки и страховые организации.
Рассматривая налогообложение СЭЗ Республики Беларусь, можно сделать вывод, что путем использования предоставленных льгот, налоговая нагрузка на резидентов свободных экономических зон в среднем снижается на 40 % в первые пять лет начала деятельности и получения прибыли и на 30 % – в последующие годы.






