Классификация мотивов (Д. Маклелланд, Дж. Аткинсон)

} Мотив власти

} Мотив достижения

} Мотив аффилиации

Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса; желанию жизненного успеха и общественного признания; пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д.

Факторы также разделяют на группы:

1) объективные (условия, в которых живут граждане, их материальное положение, уровень расслоения в обществе – социально-экономические показатели; политические факторы, экономические факторы, социальная напряженность – внешняя среда)

2) субъективные (статус, профессия, доход)

3 ) внутриличностные (потребности, мотивы, интересы)

4) личностные (пол, возраст, уровень образования, доход)

С возрастом увеличивается степень участия в выборах. Аналогичным образом обстоит дело с образованием.

Основной мотив участия в пол. жизни – стремление оказать влияние на власть, основной мотив уклонения – уверенность в его бесполезности. Хар-р электорального поведения людей в значит степени опр. их пол. культурой.

Локус-контроль – понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Люди делятся на интерналов (считают себя виновниками побед и поражений) и экстерналов (считают других виноватыми в бедах, их число возрастает во времена кризисов).

Факторы принято рассматривать в рамках трех подходов:

-Социологический (П. Лазарсфельд, С. Липсет, С. Рокан). Электоральное поведение людей определяется их принадлежностью к большим соц. группам, их положением в системе соц. расколов: между центром и периферией, городом и селом, государством и церковью, собственниками и рабочими.

-Соц-психологический (Э. Кэмпбелл, П. Конверс, У. Миллер и Д. Стоукс) В качестве основы электорального поведения – приверженность партии, формирующуюся у людей в процессе их первичной социализации.

-Рационально-инструментальный (Э. Дауне и М. Фиорина) В процессе голосования люди выбирают ту партию, позицию, которую они оценивают как более выгодную лично для себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: