Механизмы политической мобилизации социальных субъектов

Политическая мобилизация – побуждение населения к участию в политической жизни.

Политическая мобилизация предполагает участие населения в различных массовых движениях, общественно-политических организациях, массовых акциях, выборах. Используется как инструмент влияния политическими элитами и государством. Может иметь различные формы в зависимости от характера такого воздействия.

Политическая мобилизация является одним из механизмов побуждения граждан той или иной страны к участию в политической жизни.

Во-первых, мобилизация – объективное следствие интеграции какой-либо группы, действующей в политике, создания и функционирования какого-либо политического института, организации и т.п. Здесь механизм мобилизации выступает транслятором и следствием политической идентификации.

Во-вторых, мобилизация может выступать эффективным способом вовлечения массы населения в политический процесс. Как отмечал К. Дойч, в переходных обществах, переживающих процессы демократизации и/или модернизации, мобилизация играет особую роль: с помощью мобилизации граждане получают доступ к новым политическим ролям, новым формам политической социализации и т.п. В частности мобилизация избирателей на частично свободных и частично соревновательных выборах, результаты которых заранее известны в силу использования административной мобилизации и других рычагов, может рассматриваться как шаг прогрессивный с точки зрения овладения населением роли выборщиков, оценивающих различных политиков, политические силы и политические курсы.

Выделяют два типа политической мобилизации: мобилизацию соревновательную и мобилизацию авторитарную. Соревновательная мобилизация преобладает в странах с однородной политической культурой, с дифференцированными и автономными политическими институтами. Ее целью является согласование целей и языка общенациональной политики и отдельных групп населения, а также персонального состава правящей элиты. Авторитарная мобилизация преобладает в обществах с недифференцированными институтами и ролями. Целью такой мобилизации является обеспечение лояльности населения на основе пропаганды.

Механизмы:

Условно можно разделить различные механизмы на те, в основе которых лежит некоторое механическое принуждение (наиболее примитивный) и материальные ресурсы, и на те, где работа идет на уровне идей.

Механ. принуждение наиболее ресурсозатратный и наименее действенный способ мобилизации, например, заградительные отряды времен Второй мировой войны, которые размещались позади войск с целью предотвращения бегства военнослужащих с поля боя, поимки шпионов, диверсантов, возврат в части бежавших с поля боя и отставших военнослужащих. Ясно, что проблему дезертирства невозможно было решишь такими способами. Основная роль отводилась идеологической работе.

Мобилизация с помощью мат. ресурсов: привлечение граждан на избирательные участки. Акции вида "приди на выборы - получи подарок", раздача скидочных купонов на продукцию рядом с избир. участком. В некоторых странах за неявку на выборы налагают штраф.

Крайне эффективные механизмы мобилизации: идеологизация и индоктринация. + социальные сети (как в реальности (теория "малого мира"), так и в интернете).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: