Социологические показатели политического поведения и политического участия

· Готовность к протесту

· Обсуждение политических событий с друзьями и коллегами

· Повседневное участие в решении местных проблем

· Контакты с представителями официальных властей и по­литиками.

· Членство в пар­тиях и других политических организациях, а также участие в их повседневной работе.

Косвенно:

· ощущение способности оказывать влияние на решения, принимаемые органами власти (субъективная гражданская компетентность).

Политическая активность – форма социальной активности, реализуемая в сфере политической деятельности.

В отличие от политологии, где уровень политической актив­ности субъекта определяется по косвенным данным, социологи­ческие исследования позволяют его замерить. Существует несколь­ко взаимно дополняющих способов измерения уровня политической активности:

1 – метод опроса. В социологическую анкету закладываются вопросы о готовности участвовать в тех или иных формах политической активности, об отношении к поли­тике, о том, обсуждаются ли политические новости и как часто и т.п. При этом одновременно конструируются индексы, соответст­вующие определенным уровням политического участия.

Недостатки социологического опроса состоят прежде всего в том, что в данном случае политическая активность изучается по феноменам сознания: готовность участвовать в противоправ­ных действиях вовсе не означает того, что респондент сможет (как субъективно, так и объективно) реализовать эту установ­ку. Кроме того часто политические действия могут быть выз­ваны ситуацией, в которой субъект оказывается не по своей воле и ему приходится действовать, даже не имея предваритель­ной установки и желания поступать определенным образом.

2 – "анализ событий". Суть этого подхода состоит в контент-анализе СМИ и документов с целью сбо­ра информации об интересующем исследователя событии. Недостаток – информация о событиях собирается тогда, когда оно уже случилось.

3 – метод вклю­ченного наблюдения. Например, для того, чтобы сравнить харак­тер политического поведения различного рода самодеятельных общественно-политических объединений, в некоторых из них ра­ботают наблюдатели, фиксирующие свои впечатления в дневнике наблюдения. В нем отражаются периодичность собраний группы, участие в массовых акциях, характер обсуждения стратегии и тактики, типы лидерства, способ включенности в работу группы и т.п. Наблюдение позволяет зафиксировать и объективные, и субъективные составляющие политической активности, выявить зависимость способа политического поведения группы от ее чис­ленности, организации работы, политических ориентации и дру­гих факторов. Недостаток – невозможность вести наблюдение в интересующих исследователя группах, так как часто он встречает отказ руководства группы от участия в исследовании.

Численность и состав граждан, принимавших участие в различных собраниях, митингах, демонстрациях, акциях протеста и т.д. При отборе показателей социально-политической активности граждан обращают внимание на следующие аспекты:

а) Характер мероприятий по направленности (экономический, политически, национальный, религиозный, экологический и т.п.); по соблюдению законности (санкционированный или нет, были ли нарушения закона, общественного порядка).

б) Электоральная активность: численность и состав граждан, принимавших участие в выборах различного уровня с указанием о том, состоялись ли выборы или нет.

Политическое сознание общества: показатели, отражающие отношение и доверие граждан к политическим институтам, партиям, движениям, политическим документам, решениям, явлениям и процессам, политическим деятелям. Как правило, в их основе лежат материалы социологических исследований.

интерес к политике,

готовность к участию,

установки,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: