Структурализм. Структурализм —направление и интеллектуальное движение в современной философской мысли

Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной философской мысли. В структурализме используются лингвистические модели в понимании культуры, т.е. структура языка подобна структуре культур. Оказал влияние на развитие семиотики (наука о знаках).
структурно-семиотические подход – один из создателей структуализма – французский анторополог Клод Леви-Строс, любой способ жизнедеятельности человека признается культурным. Согласно такому пониманию не бывает худшего и лучшего, а только разный уровень.
Левистрос выделял в культуре структуру как совокупность устойчивых связей и отношений, он истолковывает всевозможные нормы, обряды, ритулы, как своеобразный язык той или иной культуры.
леви-строс различает «холодные» и горячие культуры
холодные имеют одну идеологическую систему связанную с практикой горячие имеют много идеологических систем связоные с практикой или деятельностью
в структуалтзме в понимании культуры используются лингвистические модели.
к сруктуализму присоиденяется семиотика. (наука о знаках определяет понятие знака, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, способы использования знаков в культуре.
Семиотика

Наука о знаках. Примыкает к структурализму. В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику.

Социологическая школа – представители; Элиот, Питирим Сорокин, Парсонс. Представители ищут истоки и объяснения культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится общество его структура и социальные институты.
социолгию культуры не интересует история, её волнует культура здесь и сейчас.
культура понимается как способ регуляции социальных отношений.

Игровая концепция основоположник Йохан Хейзинга
игра имеет универсальный характер и прослеживается во всех сферах человеческой деятельности. Следовательно игра и есть культура. Признаки игры: 1) Игра это всегда свободное действие 2) Игра это не настоящая жизнь 3) Игра замкнута 4) в каждой игре есть свои правило 5) Игра таинственна 6) Игра предшествует культуре и игра творит культуру.
Хосе Ортега-и-Гассет – теоретик элиты различает две разновидности человеческого рода 1) народ или масса, 2) элита

Постмодернизм – основоположник Лио тар 80-ые годы, проявлял себя в философии, науке, искусстве. Пытается уровнять науку с религии и науку с искусством. Постмодернизм представляет собой умонастроение интеллектуальный стиль, социальную реальность, определённый образ жизни, характерные черты: идея усталости культуры от прежних ценностей. Ориентация культуры и на массу и на элиту. Широкое цитирование авторов предшествующих эпох. Продолжатель авангардизма. Влияния искусства на внехудожественые сферы деятельности. Принцип иранизма.


Фиминизм – сформировался как философская концепция культурного развития. Долгое время существовал как идеология равноправие женщин и как социально-политическое движение.
В рамках феминизма появляется гендерная культурология.
гендер – это понятие которое отличается от биологического понятия пола.

Течение феминизма:
Радикальный феминизм
либеральный феминизм
Интеллектуальный феминизм

Этапы феминизма:
1)женские исследования
2) гендорные исследования
3) постгендорные исследования

гендорные сформировали: психоаналитический феминизм, постмодернистский феминизм, культурный феминизм.

Гендорные представления: Мужское – всегда рациональное, духовное, божественное, культурное.
Гендорные представления Женское – чувственное, телесное, греховное, природное.


Маргарет Мит различала три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями.

1) Постфигуративные культуры (дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, опирающимся на традицию и её живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает сваё место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Эти культуры ориентированы на прошлое, и для них характерен очень медленный черепаший прогресс.

2) Кофигуративные культуры – дети и взрослые учатся у равных, то есть у своих сверстников. Влияния старших падает, а сверстников растёт. Повышается значение юношиских групп, возникает особая молодёжная субкультура. Термин «конфигуративный» отражает факт сотворчества учителя и учеников. Они ориентированы на настоящее умеренный темп развития.

3) Префигуративные культуры – взрослые учатся у своих детей. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения знаний настолько высок, что молодежь оказывает более сведущий, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежныя культура переростает в конткультуру. Ориентированная на будущее и ускоренное движения.



Сорокин выделяет три типа культуры:
1) Идеоциональная
2)идеолистический
3) чувственный


ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура древневосточных цивилизация:
1) исторические этапы развития культуры человечества
2)возникновение двух типов цивилизации: восток, запад
3) древнеегипетская и месопотамская культуры
4) культура древней индии
5)культура древнего китая

Исторические этапы развития культуры
- архоическая культура
- досевая культура локальных цивилизация
-универсальная культура востока и запада в «Осевое время»
- культура востока и запада в христианскую эпоху.


архоическая культура получает название как прометэйская эпоха.
формой познания мира в архоических обществах был миф – он связывал индивида и коллектив. К мифу привязывается ритуал, который становится свидетельством и подтверждением культуры.
Мифы формировали маральную систему, космологию и историю. В 5-ом тысячелетии до н.э. начинается социокультурная революция, результат этой революции: появление четырёх культурных центров.

Виды мифов: первобытные или архаические; мифы древних цивилизаций; религиозные; литературно- художественные; философские; идеологические (политические);массовые.

Миф - это самая ранняя форма восприятия, толкования мира, свойсвенная первобытным и древним обществам.

Мифическое мышление своеобразно как в своей логике, так и в своей психологии

Основные особенности его – чувственная образность, конкретность, эмоциональная окрашенность всех представлений, одушевление и очеловечивание всего в мире, неразличение вещей и ее свойств, слово и событие, субъекта и объекта, внешнего и внутреннего

Структура мифа
Основой «мифологической картины мира» являются представления о космосе и хаосе (преодоление котрого центральная тема мифа) одно из главных свойств мифологического пространства наличие в нём сакрального центра и потенциально враждебной периферии.

Одна из категории моделирования пространства цент мира.

Центр всего сакрального пространства отмечается алтарём, храмом, крестомЮ мировой осью (ахис), пупом земли, камнем, мировым древом, мировой горой, высшей персонифицироыанной сакральной властью.

Ощущение времени:
-циклическое
-линейное

Мифологические герои: Первопредки – культурные герои демиурги;
Тотемные предки – если роды имеют тотемом то или иное животное; надтотемный предок;культурные герои;братья- близнецы;духи;Боги.

Духи-мифологические существа, которые постоянно находятся в взаимодействии с человеком.

Боги- могущественные сверхестественные существа.

Мифологические символы:равносторонний крест;мировое дерево или мировая гора-символизируют центр мировозрения;мировая ограда,образ дома.

Основные сюжеты мифа:борьба света и тьмы;Сопернечество;рутишествие;превращение;чудесный брак; чудесное рождение

1) Ближний восток (шумеро-ахатская цивилизация на рубеже 4-3 тысячелетия до н.э.)
2) Древнеегипетская цивилизация – северная африка на рубеже 4-3 тысячелетия до н.э
3) Южная азия, древнеиндийская и древнекитайская цивилизация. 3-2 тыс лет до.н.э.
4) средиземноморье древнегреческая цивилизация 3-2 тыс лет до н.э.


2. Формирование двух типов цивилизации начинается в «осевое время» серидина 1-го тыс лет до н.э.
автором осевого времени является Карл Ясперс.

к восточной цивилизации относятся след страны: Древние Египет, Индия, Китай
к заподной цивилизации относят след страны: древняя Греция, Рим

по Ясперсу центром истории человечества является «осевое время культуры» св оего рода поворотный пункт в истории человечества.
в это время были заложены основы мировых религий, созданы крупнейшие философские учения, тогда же проповедовали библейские пророки.
В это время были разработаны категории которыми мыслит современный человек.

Специфические черты:
Черты востока
: Неподвижность, устойчивость, ироционализм, мистицизм, традиционализм.

Черты запада: Динамизм, неравномерность, волнообразный тип развития, рационализм, прагматизм, раст потребностей материального характера.

Достижение цивилизацией:
Восток:
Духовная достижение- мировые религии, религиозно филосовские тексты, литературные источники.
Запад: матеральное культура, создание рационального государства, демократии, развития техники.

3. Древнеегипетская мясопотамская цивилизация
Периуды развития:
-Додиностический (4 тыс лет до н.э.)
-древнее царства (32в по 24в до н.э.)
- Среднее царство (21в по 19 в до н.э.)
- новое царство (16в- 12в до н.э.)
- позднее царства (11в- 1в до н.э.)

Для культуры древнего египта характерно: попытки приодоления смерти, бальзамирование человеческих тел, создание нетленных саркофагов, строительство пирамид, тесная связь искусства и религиозно мифологических, заупокойный культ, обожествления власти фараона.
Достижение в искусстве: изобразительное искусство- заупокоеные живописные партреты.
Литератур: Книга мёртвых.
Архитектура: пирамиды.

Мясопотамская культура: вознигла между Тигром и Ефратом можно выделить след периоды: 1 период) шумеро-ахатская культура, 2 период старо вавилонская, 3 период) культура асирии, 4 период) новый вавилон.
Достижение: первые города государства. Возникновение письменности, зарождение науки, сложная система счёта, зарождения астрономии и математики, дреанейшие мифы, Создание первых поэм и легий, составлен первый библтотечный каталог, собрана библиотека клинописных текстов, Архитектурные формы воплащеные в башня. Храмах вавилонскими зодчими в последствии стали основой строительного искусства древнего рима и средневековай европы.
Мясопотамскую культуру относя к чувственному типу культур.

4. Культура древней индии:
Периоды: Ведический, Брахмансикй, Будизм(5-1 в. До н.э.), современный Индуизм.
ведический- основа веды, черты: политэизм, синкретизм, обожествление природы как целого
брахманизм- на первом месте бог творец, строгая иерархия богов в пантеоне, триада триединства богов т.к. Брахма, Вишну, Шива.
Будизм - синхарха гаотама, 4 блогородные истины: присутствие страданий в мире, объясняет причину страдания, утверждает страдание может быть уничтожено, поясняет как уничтожить страдания. Гаотама сводит всё к: Нирвана, Сансара, Восьмеричный путь.
Достижения: религиозно мифологическая картина мира (Ведизм, Буддизм, Индуизм)
Худ. Культура:
Архитектура – пищерные храмы, скальные храмы, ступы, столбы, деревянные храмы, монолитные храмы.
Скульптура: реликвии Будды.
Литература: Махабхарата, Рамаяна, лакаята.
Первый театр был в индии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow