Тема 10: «Экзистенциализм»

Общая характеристика экзистенциализма. Понятие «экзистенция».

С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма. Критика им объективизма Гегеля. Христианско-экзистенциальная антропология С. Кьеркегора.

Проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю.

Экзистенциальная диалектика Ж.-П. Сартра.

Экзистенциальные идеи в творчестве К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассет и М. Хайдеггера

Общая характеристика экзистенциализма. Понятие «экзистенция».

Экзистенциализм, или философия существования, — одно из влия­тельнейших направлений философии XX в. Центральное место в философии экзистенциализма заняла пробле­ма человеческого существования (экзистенция). Акцент на трагич­ности этого существования делает экзистенциализм «философией от­чаяния», а понимание творчества как «способа прорыва из этого мира» позволяет называть его «философией творчества».

Экзистенциализм возник в канун Первой Мировой войны и просу­ществовал как течение в философии примерно до середины 1960-х гг.

Экзистенциализм как философское течение является весьма не­однородным. Особо существенно различие между экзистенциализмом религиозным и атеистическим.

Центральное место в экзистенциализме (как и в философии жизни) занимает про­блема человека и его существования (экзистенции). Но понять чело­веческое бытие невозможно рациональными методами. Человеческое бытие предстает перед взором ис­следователя в виде потока переживаний. Но за этими переживаниями стоит некая трансцендентная сущность.

В религиозном экзистенциализме (Бердяев, Марсель, Ясперс, поздний Хайдеггер) эта трансцендентная сущность понимается как Бог. В атеистическом (Сартр, Камю) - как Ничто, и свою задачу они видят в раскрытии иллюзорности этой сущ­ности.

Еще одна важнейшая особенность человека — его смертность, а значит, конечность экзистенции. Этого достаточно, чтобы превратить человече­скую жизнь в трагедию. Неизбежность, неотвратимость смерти за­ставляет нас по-другому взглянуть на жизнь и глубже понять ее сущность.

Человеческая жизнь всегда протекает во времени, но это не объек­тивное, безразличное, космическое время (типа ньютоновского абсо­лютного времени), а личностно-истооическое.

Одно из центральных мест в экзистенциализме занимает проблема свободы. Религиозный экзистенциализм говорит о том, что свободу можно обрести только в Боге; атеистический понимает свободу как возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: