Пьер Бурдье (1930-2002)

• Общественное мнение не существует (?)

• Зондаж общественного мнения является инструментом политического действия

• Предлагаемая проблематика подчинена политическим интересам

• Посредством опросов общественного мнения внушается иллюзия того, что существует неоспоримое общественное мнение, получаемое исключительно путём сложения индивидуальных мнений, некое среднее мнение

Чтобы избежать научных натяжек следует:

1. Оценить значимость проблемы

2. Выявить уровень информированности и компетентности опрашиваемых

ОМ исследует:

• Объекты-факты

• Объекты-события

• Объекты-процессы (явления)

• Политическую жизнь и политическую реальность в различных формах проявления ее субъект-субъектной деятельности

Вместе с тем далеко не все факты, события, явления (процессы) порождают общественное мнение.

Главным критерием появления объектов общественного мнения выступают общественные интересы людей. Лишь те факты, события и явления, которые затрагивают интересы всех или большинства членов общества, вызывают поначалу индивидуальные, групповые, коллективные оценочные суждения, а в дальнейшем – потребность в обмене этими мнениями и в выработке совместного, общего, общественного мнения.

Еще одним критерием объектов общественного мнения выступает их дискуссионность. Ведь фактов, событий и явлений, задевающих интересы широких масс, много, но не все из них способны дать импульс, толчок общественному возбуждению, породить в широких масштабах ту цепную реакцию, которая называется «обменом мнениями».

Иногда в числе критериев отбора объектов общественного мнения называют еще и компетентность, т.е. определенную степень осведомленности людей – зависят и зрелость, и действенность общественного мнения. Однако и отсутствие всего этого отнюдь не препятствует его формированию. Недостаток знаний, дефицит информации компенсируются их собственным социальным опытом, их жизненными наблюдениями. Свою роль здесь играют и слухи, и домыслы и т.д.

Аксиомы Цаллера:

А1 – аксиома восприятия. Чем выше уровень когнитивной вовлеченности индивида, тем более вероятно, что он будет воспринимать политические сообщения, связанные с тем или иным вопросом

А2 – аксиома сопротивления. Люди склонны критически воспринимать аргументы, не согласующиеся с их политическими предрасположенностями.

А3 – аксиома доступности. Чемближе по времени данное представление было актуализовано, тем меньше времени требуется для актуализации этого представления сознании.

А4 – аксиома реакции. Индивиды отвечают на вопросы интервью, обдумывая только те суждения, которые оказываются немедленно доступны в их сознании.

Сущностная структура ОМ, компоненты:

1. Рациональный (образуется из конкретных сведений, относящихся к области рационального знания, которые имеются у людей о фактах и событиях, явлениях и процессах, ставших объектом пристального общественного внимания). Он является доминирующим, но цементирует общественное мнение.

2. Эмоциональный (представляет собой своеобразный динамичный синтез массового ощущения, массового настроения и социального самочувствия, выраженных в непосредственном пристрастном переживании жизненного смысла фактов и явлений действительности. Органически включаясь в содержание общественного мнения, эмоциональное определяет его выразительность, придает общую направленность переживаемым в нем идеям, взглядам и знаниям.)

3. Волевой (фактор политического поведения)

Динамическая структура ОМ:

Стадия зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации,

Стадия функционирования: проблема находится в фокусе внимание, а позиция большинства в отношении к ней четко очерчена

Стадия спада: снижение массового интереса к проблеме

Стадия отмирания: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп

Функции ОМ:

• Оценочная

• Контрольная (оказывает влияние на политическую систему)

• Защитная (есть регулятор защиты общества)

• Консультативная (в проектировании общественного мнения)

• Директивная (указания, требования, изменения)

• Регулятивная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: