При изучении задач динамики подвижного состава расчетная схема механической части локомотивов и вагонов принимается в виде системы твердых тел, связанных между собой упругими (пружины, рессоры) и диссипативными (гидравлические и фрикционные гасители колебаний) элементами. Диссипативными (демпфирующими) называют элементы, деформации которых сопровождаются рассеянием (диссипацией) энергии, обусловленным действием сил поверхностного или внутреннего трения.
Модель экипажа характеризуется набором параметров: инерционные характеристики (массы отдельных тел и их моменты инерции), характеристики элементов соединений (жесткости и коэффициенты демпфирования), геометрические размеры.
Положение отдельных тел входящих в состав экипажа (кузов, тележки, колесные пары и т.д.) относят к неподвижной системе координат Оx0y0z0, ось Ох0 направлена по ходу движения вдоль оси симметрии колеи, ось Оу0 -поперек направления движения. Кроме того, рассматриваются подвижные системы координат, движущиеся вместе с каждым из тел системы (начало координат совпадает с центром масс соответствующего тела, а координатные оси в начальный момент параллельны осям неподвижной системы).
|
|
При решении задач транспортной механики линейные колебания тел принято называть следующим образом:
· вдоль вертикальной оси - подпрыгивание;
· поперек оси пути - относ;
· вдоль оси пути - подергивание.
Для угловых колебаний тел приняты следующие названия:
· вокруг продольной оси - боковая качка;
· вокруг поперечной оси - галопирование;
· вокруг вертикальной оси - виляние.
Подпрыгивание и галопирование относят к вертикальным колебаниям, относ, виляние и боковая качка-к горизонтальным, подергивание-к продольным.