Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций

В соответствии с вопросами заданий к контрольной работе в Практикуме предлагается методика решения ситуационных задач. Данный вид работы является итоговым, поэтому для решения этих задач необходимы знания по всем темам курса.

Методика решения ситуационных задач

Ситуационная задача №1. По телевидению демонстрируется сериал «Моя прекрасная няня», в котором главная героиня предстает как человек не очень образованный и воспитанный, но амбициозный и добивающийся целей.

Задание: Проанализируйте возможные оценки модели поведения главной героини представителей разных социальных слоев – домохозяек, студенческой молодежи в возрасте 20 лет, интеллигентов.

Ответ: Модель поведения главной героини будет расценена неодинаково в разных типах аудитории. Домохозяйки, возможно, отметят амбициозность и способность добиваться поставленных целей как сильные поведенческие стороны, поскольку сами нередко не имеют возможности проявить себя именно с этих позиций. Положительная оценка позволяет им в некоторой степени идентифицировать себя с героиней, прожить с ней на экране, почувствовать себя в ее роли. Данная идентификация обусловлена стереотипизацией, схематичностью сознания (в соответствии с теорией конструирования).

Студенческая молодежь, скорее всего, в поведении отметит сочетание двух сторон – необразованность и умение добиться своего, но не с негативной окраской, а, напротив, в позитивном аспекте. Такая оценка обусловлена также стереотипами сознания, усвоенными еще в детстве при прочтении сказок. Примеры таких образов – Емеля, Незнайка и др. Такие стереотипы предстают как положительные схемы следующего содержания: не нужно быть очень умным, чтобы добиваться своего. Указанные схемы, по сути, являются негативными, так как сдерживают развитие собственного потенциала индивидом.

Интеллигенты, вероятно, отметят модель поведения героини как негативную. Для российской интеллигенции свойственна ориентация не только на материальное, но и на духовное. Модель же главной героини предстает как пример ориентации исключительно на материальный мир.

Вывод: Представители разных социальных слоев оценивают модель поведения главной героини в соответствии с теми стереотипами сознания, которые распространены в данном социальном слое.

Ситуационная задача № 2. В журнале «Власть» (2006 г., №48, с.25) табачная компания разместила свою рекламу, которая начиналась словами: ««Филипп Морис Интернэшнл» поддерживает тактику ясных и четких публичных предупреждений о проблемах, связанных с курением, везде, где осуществляется продажа нашей продукции», а заканчивалась следующим: «Мы осознаем, что в обществе существует озабоченность в отношении нашей продукции, и мы разделяем эту озабоченность. Соответствовать ожиданиям общества и превосходить их – неотъемлемая часть нашего бизнеса».

Задание: Проанализируйте, какие мотивы покупательского поведения задействованы в этой рекламе. Свяжите их с теорией потребностей А.Маслоу.

Ответ: В данной рекламе задействованы следующие мотивы покупательского поведения: 1) Престиж. Компания имеет настолько высокую репутацию, что не беспокоится о последствиях, связанных с предоставлением информации о проблемных моментах своей продукции. Такая репутация обусловлена качеством продукции, что и создает базу для престижа фирмы. А, следовательно, и престижа потребителя. По теории А.Маслоу у потребителя задействованы престижные потребности.

2) Здоровье. Несмотря на то, что, по сути, продукция вызывает проблемы со здоровьем, обращение именно к этой стороне создает впечатление о заботе табачной фирмы. Это подтверждается такими словами в рекламе – мы разделяем общественную озабоченность. Забота о репутации фирмы ассоциируется с заботой о здоровье потребителей. По теории А.Маслоу актуализируются потребности в безопасности.

3) Самобытность. Никакая другая табачная компания не проводит таких презентаций, а Филипп Моррис Интернэшнл представляет информацию разного рода о своей продукции. Более того, она (по рекламе) стремится «соответствовать ожиданиям общества и превосходить их». В этом есть некая оригинальность, причастность потребителя к этой оригинальности придает ему самобытность. По теории А.Маслоу в данном случае на первый план выдвигаются престижные потребности.

Вывод: В рекламе табачной компании задействованы такие мотивы поведения покупателей, которые задействуют потребности в безопасности (здоровье) и престижные потребности (престиж, самобытность) по теории А.Маслоу.

РАЗДЕЛ 6. ГЛОССАРИЙ

Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного.

Архетипы представляют собой врожденные идеи или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Аудиальная модальность характеризуются развитым слуховым каналом.

Визуальная модальность – модальность с развитым зрительным (визуальным) каналом восприятия информации.

Вербальное мышление – это процесс отражения объективного мира, который осуществляется в словесной форме.

Внушение – это прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта.

Дивергентное мышление использует ассоциативный метод.

Денотативная информация - это новости, репортажи с места события, биографии.

Заражение – это социально-психологический механизм неосознанной передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию со стороны других.

Идентификация – отождествление себя со значимыми другими.

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт коммуникатора с реципиентом.

Интересом называют окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете.

Кинестетическая модальность -модальность с развитым каналом, связанным с ощущением движения, положением тела и его частей.

Коммуникация – это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков.

Когнитивный диссонанс – это такое явление, при котором между интеллектуально-познавательными и остальными компонентами психики имеет место несогласованность, противоречивость, дискомфорт в самочувствии и восприятии.

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков.

При конвергентном мышлении для получения верного ответа используется линейная логика.

Коннотативная информация – это мнения, оценки, авторские суждения в интервью, дискуссионных передачах, аналитических программах.

Конформизм – это процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на групповое давление.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты, чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании.

Личность – это системное социальное качество человека, целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали.

Массовая коммуникация – это процесс, посредством которого медиа-организации производят и передают сообщения большим массам людей, и процесс, благодаря которому эти сообщения воспринимаются, осмысливаются, используются на практике и воздействуют на аудиторию.

Мотив – материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта.

Мотивация – это процесс, обусловленный нехваткой или потребностью, которая активизирует поведение или создает побуждение на достижение определенной цели.

Направленность личности – это такое психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и жизненные цели.

Нарративное интервью – направляемый коммуникатором свободный рассказ, повествование о жизни.

Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-либо общему признаку.

Ожидание – это степень убежденности индивида в том, что его труд приведет к выполнению поставленной цели.

Ощущения – это простейшие познавательные явления, представляющие собой психическое отражение отдельных свойств и качеств предметов и явления внешнего и внутреннего мира, непосредственно воздействующих на человека в данный момент.

Паралингвистическая система знаков – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность.

Подражание это социально-психологический механизм неосознанного или малоосознанного следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей.

Психографика представляет собой один из принципов сегментирования рынка по психологическим признакам, направленный на выявление групп людей со схожими психологическими характеристиками и стилями жизни.

Сегментирование рынка - это выделение в пределах рынка четко обозначенных групп потребителей, различающихся по своим потребностям, характеристикам или поведению, для обслуживания которых могут потребоваться определенные товары или маркетинговые комплексы.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Слухи – это преобразованная, трансформированная информация.

Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Стереотип - это упрощенное, заранее принятое стандартизированное представление, не вытекающее из собственного опыта.

Суждение – это основная форма мышления, в процессе которой утверждаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу.

Теории «линейного влияния». Главное их представление в том, что сообщения СМК одинаково воспринимаются всеми членами аудитории и вызывают неизбежную, немедленную и непосредственную реакцию.

Теории «селективного влияния». Главное их представление в том, что действие СМК опосредуется промежуточными переменными – индивидуальными различиями, социальными различиями, обусловленными принадлежностью к разным субкультурам, социальными взаимоотношениями.

Убеждение – это метод воздействия на сознание людей, это деятельность, направленная на изменение чьих-то аттитюдов.

Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Унификация – направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло.

Установка – это состояние внутренней готовности (настроенности) людей на специфическое для них проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера общения, предметно-практической деятельности, соответствующее имеющимся у них потребностям.

Экстралингвистическая система представляет собой включение в речь пауз, плача, смеха, покашливаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: