Психологические аспекты исследования аудитории

К психологическим аспектам исследования аудитории следует отнести учет различных нежелательных воздействий, обусловленных этим исследованием. Влияние коммуникатора. Проявляется в идее двух эффектов. Во-первых, в виде эффекта влияния поведения коммуникатора на получаемые ответы. Например, реакция коммуникатора на полученный ответ может быть такой, что у реципиента создается впечатление, что с ним согласны или, напротив, от него ждут иного суждения. Во-вторых, в виде эффекта стереотипности восприятия коммуникатором реципиента. Коммуникатор воспринимает реципиента сквозь призму его внешности и наделяет его какими-либо психологическими чертами. Коммуникатор примерно того же возраста, но противоположный по полу обычно добивается лучшего результата.

Влияниенаводящего вопроса. Мы имеем этот эффект тогда, когда сама формулировка стимулирует к определенному ответу. Например, реципиенту сообщают мнение известного и уважаемого человека. При этом используются слова только с положительным зарядом, или, напротив, с отрицательным, приводятся аргументы в пользу определенного ответа или в вопросе упоминается только один из альтернативных ответов и т.д.

Влияние контекста. К контексту можно отнести условия, при которых осуществляется опрос. Негативные условия для интервью: отсутствие отдельного помещения, проведение на рабочем месте в процессе работы, когда реципиент периодически возвращается к прерванному занятию, многократные перерывы телефонными звонками, вмешательства третьих лиц и т.д.

В.А.Ядов выделяет еще несколько проблемных моментов: 1. Лексика может вызвать непонимание сущности вопроса. Глубина и полнота информации существенно зависят от общей культуры и кругозора реципиента. 2. Выяснение с татуса реципиента. Нередко используются вопросы, носящие более интимный характер, чем это может показаться коммуникатору. Такими вопросами могут быть сведения о доходах, семейном положении, возрасте реципиента, месте жительства. В данном случае коммуникатор рискует получить либо недостоверную информацию, либо частичную. 3. Событийная информация или сведения о фактах в прошлом, о продуктах деятельности. Она также требует определенного контроля на компетентность реципиента.

При изучении аудитории посредством опросов возможно проявление психологической ригидности. Установлено, что у некоторых людей обнаруживается эффект монотонного реагирования – «гало-эффект». Такие люди, ответив «да» на первый вопрос, отвечают «да» и на второй, и на третий. И так до 4-5 монотонных ответов. Чтобы уберечься от искажения данных такого рода, используют «вопросы – глушители», то есть перемежают однотипные вопросы с другими, отличными от них по содержанию. Иногда для этой цели вовсе используют не нужные темы, единственное назначение которых – отвлечь внимание, устранить монотонность.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется опросом?

2. Перечислите достоинства и недостатки каждого метода.

3. Проанализируйте психологические аспекты изучения аудитории.

Основная литература:

1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А.Ядов. – М.: «Добросвет», 1999. – С.228-295.

Дополнительная литература:

1. Хелевик О. Социологический метод /О. Хелевик. – М.: Изд-во «Весь мир», 2002. – С.83-102.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: