Понятие политической элиты и ее первые, классические концепции

Различные субъекты политики оказывают на нее явно не одинаковое воздействие. Отдельные граждане и социальные группы обычно не принимают непосредственного повседневного участия в политической жизни. Этим занят особый слой людей, который называют политической элитой.

Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Элиты (в переводе с французского - "лучшее", "избранное") представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования, формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Концепция элиты, основанная на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействиями субъектов политики, была создана теоретиками итальянской школы политической социологии: Г. Моска, В. Парето и Р. Михельсом. Эту школу называют макиавеллистской, поскольку именно И. Макиавелли, вычленив политику как самостоятельную сферу общества, стал рассматривать ее не как область должного и воображаемого, а как политическую реальность, как практику.

Профессор, депутат, сенатор Г. Моска сформулировал свою теорию элиты в работах «Основы политической науки» (1896 - 1923) и «История политических доктрин» (1923). Анализ «политического класса» Г. Моска осуществлял с помощью организационного подхода. По его мнению, развитие любого общества независимо от способа социальной и политической организации направляется руководящим классом; групповая сплоченность и единомыслие, свойственные общественному классу, обеспечиваются благодаря наличию у него организации, структуры, позволяющих сохранять власть.

Сам правящий класс неоднороден, он состоит из двух слоев: очень малочисленной группы «высшего начальства» (что-то вроде «сверхэлиты» внутри элиты) и гораздо более многочисленной группы «начальников среднего звена».

Вхождение в политический класс предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей. Доступ в политический класс открывают три качества: военная доблесть, богатство, церковный сан, с которыми связаны три формы аристократии - военная, финансовая и церковная. По мере развития цивилизации преобладающим качеством становится богатство. Меньшее значение имеют научные знания, умение применять их практически;

Доминирующим критерием для отбора в политический класс является способность управлять, включающая знание национального характера, ментальности народа и собственно опыт управления.

Как развивающийся организм, политический класс нуждается в собственном обновлении, чтобы быть в состоянии отвечать на новые вызовы времени. Г. Моска называл три способа такого обновления: наследование, выбор и кооптацию. Он отметил также две тенденции в развитии правящего класса: аристократическую - стремление стать наследственными правителями у одной части элиты. Тогда правящий класс становится закрытым и у общества ослабевают способности к развитию, оно стагнирует; демократическую - стремление другой части элиты сменить прежние, старые слои. Если она доминирует, то правящий класс является открытым, происходит его быстрое обновление, но возникает опасность нарастания нестабильности, политических кризисов.

Г.Моска отдавал предпочтение тому типу общества, которому свойственно известное равновесие между этими двумя тенденциями. Он высказал мысль о том, что необходима определенная стабильность правящего класса: проникновение новых элементов в него не должно происходить слишком быстро и не должно быть слишком значительным.

Прагматическая ориентация свойственна и работам В. Парето (1848 -1923). Именно он ввел в научный обиход термин «элита». Теория элит изложена им в «Трактате всеобщей социологии» (1916), в которой В. Парето пытался выявить факторы и предпосылки динамического равновесия общества и значение в этом процессе политической власти, мотивов политического поведения. Обоснование роли элиты выводил из концепции социального равновесия, к которому стремится общество как система.

Состояние равновесия обеспечивается взаимодействием множеств сил, которые он назвал элементами. Они образуют четыре группы - экономические, социальные, политические и интеллектуальные. Особое внимание ученый уделял мотивации человеческой деятельности. По его мнению, мотивами человеческой деятельности и двигателями истории являются психологические стимулы, которые он назвал "остатками" - "резидуа"; вечные и неизменные основы деятельности человека, отражающие его индивидуальность; они сводятся к биологическим инстинктам, нелогичным, иррациональным чувствам, эмоциям; социальное равновесие и форма общества являют собой совокупное взаимодействие человеческих чувств, выражаемых в "резидуа". Поэтому политика в значительной мере есть функция психологии.

Используя психологический подход в анализе общества, В. Парето объяснял многообразие социальных интересов и статусов психологическим неравенством индивидов, определял элиту по ее врожденным психологическим свойствам и считал, что она состоит из тех, кто демонстрирует выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей сфере деятельности; разработал критерии принадлежности к элите, предложив для каждой сферы человеческой деятельности систему индексов (баллов), характеризующих способности отдельных индивидов. Согласно этой системе тому, кто сумел приобрести миллион (не важно, честно или нечестно), выставляются 10 баллов; добившемуся состояния в тысячу лир - 6; тому, кто едва не умер от голода - 1, а попавшему в дом призрения нищих - 0. В. Парето был автором теории круговорота элит, согласно которой социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и «циркуляции» элит.

Элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту): правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает харизматическими свойствами лидеров. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но лишена возможности принимать политические решения.

Различаются два типа элит, последовательно сменяющие друг друга: «львы», для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования. Они хороши для стабильных ситуаций, поскольку крайне консервативны; «лисы», властвующие с помощью использования различных средств манипуляции, обмана, демагогии. Они чаще прибегают к подкупу, раздаче вознаграждений, нежели к угрозе применения насилия. "Лисы" преобладают в условиях нестабильности, переходности, когда требуются энергичные, прагматически мыслящие и способные к преобразованиям правители.

Общество, в котором преобладают "львы", обречено на застой; общество, где доминируют "лисы", отличается динамичностью развития. Поступательность и стабильность в развитии общества могут быть обеспечены при пропорциональном притоке в элиту лидеров первой и второй ориентации.

Иную систему доказательства неизбежности деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство предлагал Р. Михельс (1876 - 1936),ставший одним из идеологов фашизма и другом Б. Муссолини. В своей главной работе «Политические партии. Очерк об олигархических тенденциях демократии» (1911) он анализировал кризис парламентской демократии и обосновывал правомерность элитизма.

Основные положения концепции Р. Михельса:

- причины политического расслоения (стратификации) и потому невозможности осуществления демократии обусловлены самой сущностью человека, политической борьбы и организаций;

- осуществление принципов демократии в западных странах невозможно в силу внутренне присущих политическим организациям данных обществ свойств и «олигархических тенденций» в массовых политических организациях - партиях, профсоюзах. Поэтому демократия ведет к олигархии, превращается в нее;

- феномен олигархии объясняется частично психологически (психологией масс и психологией организаций), частично органически (законом структуры организаций), причем главная роль принадлежит факторам первой группы;

- поведение господствующего класса в условиях демократии обусловлено в значительной мере воздействием «массы» на политический процесс;

- понятие «массы» имеет психологическое содержание и представляет собой совокупность психических свойств массового обывателя, политической индифферентности, некомпетентности, потребности в руководстве, чувстве благодарности вождям, потребности в почитании лидеров и т. п. Поэтому «массы» не способны к самоорганизации и не могут самостоятельно управлять. Среди групп, претендующих на власть в рамках парламентской демократии, наиболее эффективными оказываются те, которые обеспечивают поддержку своим целям со стороны «организованных масс».

Однако сам «принцип организации», являющийся необходимым условием руководства «массами», приводит к возникновению иерархии власти. Руководство организацией предполагает наличие профессионально подготовленных для этого людей, то есть аппарата, который придает организации устойчивость, но одновременно вызывает перерождение организованной «массы». Аппарат совершенно меняет местами лидеров и «массу». Процесс организации неизбежно делит любую партию или профсоюз на руководящее меньшинство и руководимое большинство. Складывающееся «профессиональное руководство» все дальше отрывается от «масс», имеет тенденцию противопоставлять себя рядовым членам. Оно образует более или менее закрытый внутренний круг и стремится закрепить власть в своих руках. Суверенитет масс оказывается иллюзорным.

Так, согласно Р. Михельса действует «железный закон олигархии». Следовательно, олигархическая структура власти основана не только на тенденции вождей к своему увековечиванию и укреплению личного авторитета, но и, главным образом, на инертности масс, готовых полагаться на немногих специалистов-профессионалов, а также на структурных свойствах политической организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: