Политическая элита и лидерство

Еще в 430 г. до н.э. политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Эти немногие и есть то меньшинство населения, которое осуществляет функции управления, обладающее специфическими личностными особенностями и профессиональными качествами, помогающими находиться у власти и удерживать ее. Это особый слой людей, называют правящей или политической элитой.

Слово «элита» в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное. В современной политологии и социологии под политической элитой понимается социальная группа, представляющая собой меньшинство, отделенное от основной массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

В западной социологии существует множество теорий элит, истоки которых в социально-политических представлениях глубокой древности. Но как определенная система взглядов элитарные теории были сформулированы в XX веке.

Создателями классического учения об элитах считаются итальянские социологи Вильфред Парето (1848 – 1923), Гаэтано Моска (1858-1941), а также немецкий политолог Роберт Мильхес (1876 - 1936).

В. Парето ввел в политическую науку термин «элита». В своем четырехтомном «Трактате по общей социологии» он полагал, что политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция» элит. В обществе всегда правит элита. Она образуется в трех главных сферах социального процесса (политической, экономической и интеллектуальной) путем выделения индивидов, добившихся на своем поприще наиболее выдающихся успехов.

Обоснование роли элиты В.Парето выводил из концепции социального равновесия, к которому стремится общество как система, поэтому и происходят социальные циклы (сначала возникает какое-то колебание, но из-за стремления к равновесию начинается новый виток). Все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите В. Парето выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов управления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь.

Гаэтано Моска изложил свои основные взгляды в работе «Правящий класс». В ней он утверждал (как и Вильфред Парето), что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством. Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Г. Моски, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется. Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.

К основоположникам элитаризма относится и Роберт Мильхес. Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, и пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть в том, что развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство ими не может осуществляться всеми членами. Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит, в конечном счете, к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата.

Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это закономерность развития любой политической организации.

Особую позицию в анализе элит занимают авторы-сторонники марксизма. Они считают неправомерным использование самого термина "элита", поскольку его значение в концепции элитаризма не обусловлено экономическими и классовыми факторами. Второе препятствие при употреблении термина "элита" связано с тем, что он отражает наличие политического, социального неравенства в любом обществе, а идеал социализма отрицает всякие формы неравенства.

Скептическое отношение К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина и их последователей к теориям элитизма не помешало им сформулировать собственную концепцию элиты, отличную от классической. Особая заслуга в ее теоретическом обосновании принадлежит В.И. Ленину. Она основывается на концепции авангардной роли партии рабочего класса, осуществляющей руководство революционным переходом от капитализма к социализму во всемирном масштабе. Первоначально, по замыслу автора, элита должна была выполнять руководящие функции как авангард большевистской партии, будучи независимой от нее. Однако на практике она стала "новым классом", господствующим меньшинством, монополизировавшим власть в своих руках. "Новый класс" составила партийная бюрократия. Пополняясь выходцами из социальных низов, прежде всего пролетариата, она выступала защитником его интересов. Однако со временем она отрывалась от масс и начинала выражать собственные интересы.

В СССР исследования элитаризма осуществлялись с позиций критики концепций лидерства, несостоятельности теории элит и объяснений закономерности существования элиты в буржуазном обществе вследствие неравного доступа к средствам производства и соответствующей социально-политической структуры общества. Позже Г. К. Ашиным была обоснована возможность совместить понятие "элита" с марксистской теорией классов. С конца 80-х годов после снятия идеологических запретов, а позже со вступлением на путь демократии стран СНГ в политологической литературе начинается бурное развитие элитологии. Основной темой подобных работ является трансформация прежней советской номенклатурной элиты в новую правящую элиту. Это работы Г.К.Ашина, Н.С.Ершовой, О.В.Крыштановской, Р.А.Медведева, Ю.Ю.Фигатнера, О.И.Шкаратана.

В состав политических элит входят: высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенства) суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом, а также наиболее влиятельные экономические и административные круги, руководители СМИ, учебно-просветительских учреждений, и члены семей влиятельных лиц, хотя они и не принимают непосредственного участия в принятии решений и в реализации политики.

Функции элиты состоят в: а) определении политической воли социальной группы, класса; б) формировании политических целей и программных документов; в) регуляции деятельности по политическому представительству группы, дозируя поддержку, усиливая или ограничивая ее; г) элиты являются основным резервом руководящих кадров.

Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируется в конкретных личностях – лидерах. Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Политический лидер одновременно является субъектом и объектом политического процесса.

Политические лидеры, выражая интересы определенных классов и партий, имеют значительное воздействие на ход событий. Роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. Черты лидера:

· умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной общественной группы;

· интересы общества для него должны быть выше личных интересов, именно это создает ему в значительной мере авторитет;

· способность организовывать активные действия людей;

· коммуникабельность и ораторские способности;

· высокая политическая культура;

· яркая личность, эрудированность, корректность, высокие нравственные качества - честность и порядочность;

· политический лидер должен иметь собственную программу и бороться за осуществление этой программы; поэтому важны такие качества, как воля, целеустремленность, настойчивость;

· важной чертой является популярность, т.е. умение завоевать массы.

Многообразие лидерства в политической науке отражается в его типологии. Одна из «классических» типологий принадлежит М. Веберу, которая основана на типологии лидеров по истокам авторитета. В соответствии с этим выделяются следующие типы лидерства:

1. Традиционное лидерство – право на лидерство основано на существующих в обществе традициях (вожди племени, монархи).

2. Рационально-легальное лидерство – право на лидерство возникает вследствие установленных в данном сообществе формальных узаконенных процедур, т.е. это лидеры, избранные демократическим путем.

3. Харизматическое лидерство – основано на вере в сверхъестественные способности лидера, на культе его личности.

Таким образом, в основе первого типа лидерства лежит привычка, в основе второго – разум, а третьего – эмоции. М. Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего двигателя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

Участие граждан в политическом процессе определяет масштабы политического процесса и его характер. С помощью политического участия граждане оказывают влияние на власть и управление обществом. По закону в условиях демократии каждый человек имеет равные права на участие в политике.

Политическое участие – это действия, предпринимаемые отдельными лицами или группами с целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выборы политических лидеров на любом – местном или общенациональном – уровне политической власти. Политическое участие включает не любое, а лишь целенаправленное воздействие на политику.

Политический процесс сопровождается рядом кризисов, которые характеризуются резким снижением способности политической системы регулировать и контролировать общественные процессы, обострением политических конфликтов. Кризис политического участия возникает тогда, когда политические институты оказываются не способны адаптировать политическую активность населения, обеспечить ее проявление в предусмотренных законом формах. Обычно это происходит из-за неэффективности политических структур, их несоответствия ожиданиям граждан. В таких случаях политический протест населения может вылиться в радикальные насильственные действия различного рода: бунты, революции и т.д. Предотвращение и разрешение кризиса участия возможно с помощью обеспечения соответствия политических институтов политической активности граждан. Это обеспечивается за счет совершенствования самих политических институтов, учета ими требований различных групп населения, институциализации политического участия, перевода стихийных, неорганизованных выступлений в правовое русло. Институциализация политического участия предполагает создание и использование различного рода законных механизмов представительства интересов граждан: партий, групп интересов и т.п., а также соблюдение конституционных процедур.

Вероятность возникновения кризисов зависит не только от компетенции политиков и соотношения интересов и сил различных общественных групп, но и от общих особенностей страны, уровня ее экономического и социально-политического развития.

В большинстве политических процессов люди участвуют, как правило, не поодиночке, а соединенными в однородные и организованные группы (классы, нации, общественные организации и др.). В качестве подобной группы могут выступать и случайные, временные образования (толпа на улице, участники собрания или митинга, демонстрации, аудитория той или иной передачи). Люди, находясь в таком состоянии, приобретают специфические черты массы:

· статичность – масса не представляет собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

· стохатичность, вероятность. В массе случайность, неупорядоченность отношений между людьми, границы ее размыты, а состав неустойчив;

· ситуативность – характер действий массы полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом ее деятельности или общения;

· разность состава, его межгрупповая природа;

· аморфность – отсутствие внутренней организации, структуры;

· анонимность – членам массы не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга.

Эти свойства, и, прежде всего, случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности. Она выражается в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущего к утрате личной ответственности.

При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов:

1. Публика, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия (читатели одной газеты, слушатели определенной передачи и т.д.). Тип связи здесь случаен, но постоянен, устойчив.

2. Толпа, возникающая на основе физического взаимодействия людей, в любом общественном месте, где их задерживают какие-либо внешние обстоятельства.

Массовые действия могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Многое в массовом поведении зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными или нет. К формам массового поведения относят следующие: массовая истерия, паника, погром, бунт, формы организованного протеста, демонстрация. Динамика психологии в толпе такова, что способствует понижению уровня рациональности поведения, люди поддаются эмоциональному влиянию. Основным способом психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является в основном экспрессивная лексика: крик, свист, призывы.

Политическое поведение толпы, в принципе, поддается контролю и управлению. Однако это эффективно до определенной степени. К числу факторов, степень которых на политическое поведение массы практически всегда является очень большим, необходимо отнести следующее:

· роль лидера, руководителя, вожака;

· характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем особенности особой сферы деятельности людей, называемой «политика»?

2. Какие существуют подходы в определении политики?

3. Что такое субъект и объект политики?

4. Что такое власть?

5. Какие вы знаете свойства власти?

6. Что такое элита в политологии?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: