Тема 2.1 Бюджеты, их классификация и роль в системе бюджетирования

1. Бюджетирование: сущность и задачи

2. Бюджеты, сущность и классификация

Важнейшим элементом оперативного финансового управления является оперативное финансовое планирование или бюджетирование. Принято считать, что термин бюджетирование наиболее полно раскрывает содержание и методы современного оперативного планирования, которое отличается высокой степенью дезагрегированности проработки плана, его разбивку на относительно короткие временные интервалы (месяц, квартал, год – шаг планирования). Посредством системы бюджетирования реализуется концепция стратегии компании и стратегического финансового планирования.

К основным задачам оперативного финансового планирования в организации следует отнести:

-формирование количественных ориентиров необходимых для достижения поставленных целей;

-определение временной структуры и объема финансовых потребностей организации для выбора источников финансирования;

- определение жизнеспособности и конкурентоспособности бизнеса;

- координация различных видов деятельности внутри организации;

- контроль текущей деятельности, выявление причин отклонений;

- снижение финансовых и операционных рисков за счет предвиденья будущего развития;

- оценка деятельности ЦФО, их функционального соответствия целям организации;

- обучение менеджеров.

Бюджетирование содержит обязательные составляющие:

- сценарное планирование;

- скользящие планы;

- контроль затрат с учетом управленческой гибкости;

-планирование на основе сбалансированной системы показателей, связывающей стратегию и текущую деятельность, что позволяет осуществлять интегрированное управление показателями деятельности.

Объектом бюджетирования выступает бизнес в целом как вид деятельности, если у компании несколько видов бизнеса, то система бюджетирования разрабатывается для каждого вида бизнеса

Бюджет – это количественное выражение плана деятельности организации и выполнения программ, связанный набор финансовых (активы, собственный и заемный капитал, доходы и расходы и т.д.) и/или натуральных (объем произведенной продукции и оказанных услуг и пр.) экономических показателей деятельности компании. Бюджеты, составляемые организациями можно классифицировать по ряду признаков:

Долгосрочные и краткосрочные бюджеты (Short- & Long-term budgets).

В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года.

Естественно, сейчас в России достоверность трехлетних, пятилетних и уж тем более десятилетних бюджетов, будет невысокой.

По различным мнениям, «горизонт прогнозирования» на данный момент в России составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года.

Краткосрочный бюджет предполагает более подробное планирование. Долгосрочный ориентирован на достижение долгосрочных целей, определенных стратегией предприятия, он может быть детализирован с помощью краткосрочных планов.

Краткосрочный бюджет наилучшим образом подходит для быстрых изменений. Чем меньше период планирования, тем меньше неопределенности и больше надежности в прогнозах. Период бюджетирования зависит от особенностей бизнеса и уровня детализации.

Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы "прокатывается" вперед еще на один период.

Причем краткосрочный бюджет, как правило, несет гораздо больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей планирования.

Постатейные бюджеты (line-item budgets)

Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Например, если запланировано потратить не более 5,000 руб. на рекламу, то использование большей суммы невозможно, даже при условии экономии по другим статьям, допустим, по командировкам 15,000 руб.

Концепция постатейных бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной жесткостью.

Бюджеты с временным периодом (Lapsing Budgets)

Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период.

Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая "накопительские" тенденции.

К недостаткам такого метода следует отнести неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остаток средств на зачастую ненужные расходы или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае "недорасхода" бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: