Масла для поршневых двигателей

Практически любое смазочное масло представляет собой масляную основу — базовое масло, в которую вводят присадки разного функционального назначения. Различают два подхода к классификации смазочных масел: 1) по происхождению (способу получения) масляной основы и 2) по назначению (способу применения) готового продукта.

По происхождению все смазочные масла делят на нефтяные, или минеральные, синтетические и смешанные, содержащие в своем составе в разных соотношениях нефтяной и синтетический компоненты. По назначению смазочные масла. подразделяют на моторные, газотурбинные (реактивные), трансмиссионные, индустриальные и масла другого назначения.

Под моторными маслами понимают те смазочные масла, которые предназначены для смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания — карбюраторных, дизелей, поршневых авиационных. Эту группу называют также маслами для поршневых двигателей.

Трансмиссионными называют масла, используемые для смазки цилиндрических, конических, спирально-конических и гипоидных передач, зубчатых редукторов, а также некоторых других трущихся соединений (шарниров и т. д.). Трансмиссионные масла в свою очередь подразделяют на масла для механических, гидромеханических и гидростатических передач. К группе трансмиссионных относят также редукторные и осевые масла.

В группу индустриальных включают масла, используемые для смазки машин и механизмов различного промышленного оборудования, например станков, направляющих скольжения, промышленных редукторов и т. д. К этой же группе относят и масла для прокатных станов и приборные.

Масла различного назначения — это компрессорные, цилиндрические, холодильные и турбинные масла. Их используют соответственно для смазки компрессоров, паровых и холодильных установок и т. д.

В последние годы, исходя из экономических и технических соображений, осуществляется унификация смазочных масел в технике. Она заключается в сокращении числа используемых сортов масел и в расширении областей их применения. В более широком смысле унификация выражается в стирании в определенных условиях граней между маслами разного назначения.

Независимо от области применения смазочные масла выполняют следующие основные функции:

1) уменьшают трение, возникающее между сопряженными деталями;

2) снижают их износ и предотвращают задир;

3) отводят тепло от трущихся деталей;

4) защищают трущиеся поверхности и другие неизолированные детали от коррозионного воздействия внешней среды.

Ниже в соответствующих главах рассмотрены свойства смазочных масел разного назначения.

Требования к эксплуатационным свойствам масел

С учетом выполняемых функций требования к маслу определяются его назначением, особенностями применения и условиями работы, для которого предназначен данный смазочный материал. Общие требования к смазочным маслам можно сформулировать следующим образом.

Масла должны обладать:

- оптимальными вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска машин и механизмов при низких температурах окружающего воздуха, для снижения износа трущихся деталей и уменьшения потерь мощности машины или механизма на трение;

- хорошими смазывающими свойствами для обеспечения надежной смазки на всех режимах работы объекта;

- достаточной антиокислительной стойкостью, препятствующей значительному изменению химического состава масла в процессе его работы;

- хорошими моющими свойствами с целью снижения склонно­сти к образованию отложений на нагретых металлических по­верхностях и в системе смазки;

- высокими противокоррозионными свойствами по отношению к конструкционным материалам, особенно цветным металлам и сплавам при рабочих температурах масла;

- удовлетворительными защитными свойствами для предохранения металлов от атмосферной коррозии прежде всего в период остановки машины или механизма.

Кроме того, смазочное масло должно обладать: низкой испаряемостью, малой пенообразующей способностью и эмульгируемостью, не должно оказывать отрицательного воздействия на уплотнительные материалы, не отличаться высокой токсичностью и не подвергаться биоповреждениям, а также не вызывать загрязнения окружающей среды, не изменять своих свойств при хранении, легко транспортироваться и перекачиваться.

Из перечисленных свойств общими для всех групп масел являются смазочные, противокоррозионные, антиокислительные свойства, в то время как другие, например, моющие, характерны только для смазочных масел определенного назначения. Ряд свойств являются основными только в соответствующих условиях применения. Так, биостойкость становится наиболее важной характеристикой при использовании масел во влажной атмосфере тропического климата и т.д.

Mасла для поршневых авиационных двигателей

В поршневых двигателях масла работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других деталей.

Для обеспечения смазывания двигателя в условиях высоких температур, давлений и нагрузок применяют высоковязкие масла, подвергнутые специальной очистке. Такие масла должны иметь высокую смазочную способность, не быть агрессивными к металлам, сплавам и другим конструкционным материалам и обладать достаточной стабильностью к окислению при высоких температурах и в условиях хранения.

Масло МС-14 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов и в качестве базового для некоторых моторных масел и смазок. Масло МС-14 в настоящее время не производится.

Масло МС-20 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в поршневых двигателях самолетов; а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок.

МС-8П Наиболее широко применяемое масло на нефтяной основе с комплексом высокоэффективных присадок из западно-сибирских и смеси западно-сибирских и приуральских нефтей. Используют в составе маслосмесей с авиационным маслом МС-20 (в соотношении 25:75, 50:50 и 75:25), а также для консервации маслосистем авиационных двигателей. Масло МС-8п разработано взамен масел МК-8 и МК-8п, оно значительно превосходит их по ряду эксплуатационных показателей, в частности, по вязкости при низких температурах, термоокислительной стабильности, ресурсу работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: