Тема 2. Правила выделения процессов в организации

Процесс включает:

владельца процесса — должностного лица, имеющего в сво­ем распоряжении ресурсы процесса, с определенными пра­вами, зоной ответственности и полномочиями;

технологии процесса — порядка выполнения деятельности по преобразованию входов в выходы;

системы показателей процесса — показателей продукта, по­казателей эффективности процесса, показателей удовлетво­ренности потребителей;

управление процессом — деятельность владельца процесса по анализу данных о процессе и принятию управленческих ре­шений;

ресурсы процесса — информацию и материальные средства, которые владелец распределяет в ходе планирования работ по процессу и учитывает при расчете эффективности про­цесса, как соотношение затраченных ресурсов на получен­ный результат процесса.

Все, что перечислено, входит с состав каждого процесса, но для выделения процессов в деятельности организации этого не­достаточно. При выделении процессов часто задают вопросы:

Какие процессы должны быть в организации?

Где найти список «обязательных процессов»?

Сколько процессов должно быть в организации?

Кто такой «владелец процесса» и какие у него права и обязанности?

Как обеспечить взаимосвязь процессов организации в еди­ную сеть?

Однозначных или универсальных ответов на эти вопросы не существует. Практический опыт IT-компаний, внедряющих ERP-продукты говорит о том, что многообразие процессов в органи­зациях может быть очень велико. В самом деле, нельзя сравнивать между собой процессы крупного металлур­гического комбината численностью в несколько тысяч человек и частную бензоколонку или парикмахерскую. Но принципы про­цессного управления применимы и в том, и в другом случае. Попытки «скопировать чужие процессы» заведомо обречены на провал. Каждая система управления процессами организации яв­ляется ее уникальным ноу-хау, которое действует в конкретной обстановке и меняется совместно с изменением обстановки. Копирование и тиражирование системы управления организа­цией работает только в том случае, если организация создает сеть однотипных, тиражируемых подразделений или бизнес-единиц. Наиболее известный пример таких бизнес-единиц со стандар­тизованными системами управления — сеть закусочных «Мак-Доналдс». Некоторые требования к выделению процессов при­ведены в книге Б. Андерсена, но эти требования носят до­статочно общий, неконкретный характер.

Для того чтобы определить, какие процессы будут выделе­ны в организации, необходимо их классифицировать и устано­вить, по каким требованиям или критериям будет строиться си­стема управления процессами. Требования, которые необходимо учитывать при выделении процессов, в большой степени зави­сят от самой организации, её размера, способа управления. Ус­тановить однозначные критерии для выделения процессов очень трудно. Построение систем управления плохо поддается алго­ритмизации. Однако можно сформулировать некоторые общие правила выделения процессов в организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: