Айрис Мёрдок (англ. Jean Iris Murdoch; 15 июля 1919, Дублин — 8 февраля 1999, Оксфорд) — английская писательница и философ.
Художественный мир Айрис Мердок - это дисгармоничный мир испепеляющих страстей и неизбывного одиночества, мир, в котором сталкиваются чудесное и реальное, духовное и материальное, святое и нечестивое. Это мир, в котором человек каждый миг своего существования обречен совершать выбор. Сосредоточенный интерес к вопросам общебытийного, философcко-этического характера как и у многих других писателей ее поколения, был продиктован у А.М. тревогой за судьбу «вывихнутого» мира, необходимостью осмыслить проблему человека, поставленного в критическую ситуацию, стремлением отыскать посреди трагического абсурда и хаоса бытия надежные ориентиры и точки опоры.
Ее перу принадлежит около двух десятков серьезных философских работ, несколько пьес, сборник стихов и 26 романов.
Первые публикации Мердок трактаты «Экзистенциалистский герой» (1950) и «Сартр: романтик-рационалист» (1953) — были связаны с ее первой профессией, философией, и посвящены исследованию французского варианта экзистенциализма. Романы Мердок превращаются в своеобразный полигон для испытания разного рода философских идей, хотя отнюдь не требуют от читателя обязательной философской подготовки и, подобно другим постмодернистским произведениям, рассчитаны на самую широкую читательскую аудиторию.
|
|
Айрис Мердок —умеет облечь важные для нее идеи в занимательный, полный неожиданных поворотов сюжет, который способен поразить не очень требовательного читателя чередой невероятных сцен; читатель же искушенный бывает заворожен причудливой игрой страстей, прихотливым психологическим рисунком, красотой и непринужденностью слога романистки. Лучшие страницы ее прозы оставляют чувство, родственное восприятию поэзии. В постмодернистский век бессюжетной литературы А.М. реабилитировала сюжет.
Признание к Айрис Мердок пришло сразу после публикации ее «первенца» — романа «Под сетью» (1954). Концепция томящегося «под сетью» человечества.
Образ сети символизирует несвободу личности, ее зависимость от всевозможных внешних, а чаще — внутренних факторов. Это может быть «сеть» любви, «сеть» долга, «сеть» существующих неправедных отношений между людьми.
Чаще всего в роли «сети» выступают в романах Мердок ложные представления, иллюзии (своего рода «сон жизни»), имеющие в ее изображении самые роковые последствия для судеб людей. Сюда же относится «сеть» всевозможных идей и теорий, давлеющих над человеком и мешающих воспринимать мир во всей его уникальной неповторимости. Так, герой романа «Ученик философа» (1984) — всемирно известный ученый Джон Герберт Розанов — лишь на склоне лет осознает, что всю жизнь прожил в плену идей, не интересуясь внешним миром. Разочаровавшись в науке, осознав бессмысленность прожитых лет, не сумев дописать свою большую книгу, философ кончает с собой.
|
|
Сквозной мотив прозы Айрис Мердок - мотив освобождения человека из-под «сети», рождения новой, свободной личности. Для одних героев, таких как Джейк Донагью («Под сетью») или Дора Гринфилд («Колокол», 1958), в чьих сердцах еще не притупилась способность сопереживать и совершать благие поступки во имя других, процесс обретения свободы протекает естественно и сравнительно безболезненно. Для других - Хью Перонетта в «Дикой розе» (1962), Хилари Берда в романе «Дитя слова», Чарлза Эрроуби в «Море, море» (1978) — этот путь сопряжен с мучительными физическими и духовными страданиями. Автор заставляет своих героев пройти через своеобразные «очистительные испытания», и к наивысшим из них относит испытания любовью и смертью.
Любовь и смерть — неотступные темы творчества Мердок. Любовь в ее изображении многолика, и, как сама жизнь, напрямую связана со смертью. Любовь предстает в произведениях Мердок как чудо, как таинство, способное — в силу своей двуединой природы — превратить человека в пленника и дать ему испытать чувство свободы, связать по рукам и ногам и окрылить. Любовь, если она эгоистична и устремлена к обладанию, превращается в оковы, в «сеть». Но она же, если это подлинная, бескорыстная любовь, может стать великой преображающей действительность силой. Такая любовь — путь к самопознанию, красоте и добру.
Примечательно, что в романах Мердок почти не бывает второстепенных героев. Жизнь каждого персонажа - это отдельная, строго композиционно продуманная сюжетная линия, играющая определенную роль в построении романа. Художественные особенности. Герои А.М. мало напоминают реальных людей. Они гораздо больше говорят и думают, чем едят и спят. Решив не иметь детей, М. и как прозаик никогда не интересовалась детством. Мимолетные портреты детей в ее книгах выполнены в дух Средневековья – это маленькие взрослые с печатью недетского знания на лице. Незрелые люди вообще не слишком интересовали А.М. В молодых ее привлекало физическое совершенство, естественная причастность к проблемам современности, красота, вызывающая любовь и тем самым придающая смысл жизни. В стариках – богатство духовного опыта.
Только любовь и близость смерти могут открыть человеку глаза на истинность мира. Стремление к истинному видению вещей – основа творчества. Творчество не должно убаюкивать сознание, не должно утешать. Реальность, которую оно открывает, всегда трагична.