Традиции и новаторство в творчестве Дж.Фаулза

Джон Ро́берт Фа́улз (англ. John Robert Fowles; 31 марта 1926 года, Ли-он-Си, графство Эссекс — 5 ноября 2005 года, Лайм-Реджис, графство Дорсет) — английский писатель, романист и эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе.

Писатель поразительно широкого дарования, Джон Фаулз опубликовал шесть романов, написанных в совершенно разной стилистической манере; книгу с изложением своей личной философии и эстетических взглядов «Аристос»; сборник «Стихотворения»; ряд великолепных переводов с французского языка; киносценарии; литературно-критические статьи; множество других книг и статей, не относящихся к собственно художественной литературе и затрагивающих столь разные темы, как Стонхендж и домашнее консервирование, феминизм и игра в крокет. Окончил Оксфорд, где в 1950 получил степень бакалавра гуманитарных наук по специальности «французская литература». Следующие десять лет преподавал английский язык и литературу во Франции и Греции и в учебных заведениях Лондона и его окрестностей. Первый же опубликованный роман Фаулза, «Коллекционер», принес ему успех и избавил от необходимости зарабатывать на жизнь учительским трудом. До конца 1960-х годов вышли в свет еще два романа, крупных по объему и дерзких по замыслу, – «Волхв» и «Женщина французского лейтенанта». Ведущими темами его романов были проблемы человеческой свободы (ее природа, пределы и связанное с нею чувство ответственности), а также соотношение любви, самопознания и свободы выбора. По сути, эти проблемы определяют тематику всех произведений Фаулза. Его герои и героини – нонконформисты, стремящиеся хоть как-то реализовать себя в рамках конформистского общества.

Удостоенная престижной литературной Пулитцеровской премии книга «Женщина французского лейтенанта», по мнению многих критиков, лучшее произведение Фаулза. Это одновременно экспериментальный и исторический роман, переносящий читателей в досконально воссозданный викторианский мир, но ни на минуту не позволяющий им забыть о том, что они – современные люди и отделены от происходящего огромной исторической дистанцией. Однако роман, безусловно, не исторический. Это мастерская пародийная стилизация.

Главная ценность для Д.Ф. – свобода, и для героев, и для читателя. Поэтому, начиная с XIII главы, он снимает маску всезнающего автора-викторианца и предлагает читателям разделить с ним ответственность за развитие сюжета. Предлагает читателю из потребителя сделаться творцом. Для Д.Ф. есть «лишь одно хорошее определение Бога: свобода, которая допускает существование всех остальных свобод». Олицетворением такого рода свободы является в романе Сара, женщина, которая выбрала ответственность за несовершенное преступление и тем утвердила свое право на подлинное существование. Читателю предлагается самому выбрать один из трех финалов, а, значит, и сюжетов романа. Первый – «викторианский» финал, в котором Чарльз жениться на Эрнестине, которая подходит ему по положению в обществе и доживает до 114 лет. Второй – «сентиментальный» финал, в котором Чарльз, как в сказке, обретает не только любимую женщину, но и ребенка. Третий – «экзистенциальный» финал: вариант выбора героем свободы, частицы веры в себя, понимания того, что «жизнь нужно бесконечно претерпевать, и снова выходить – в слепой, соленый, темный океан». В третьем варианте финала Д.Ф. переворачивает ситуацию романа и ставит Чарльза в положение Сары, и только тогда герой начинает понимать эту загадочную женщину, которая обладает тем, что не могли понять другие – свободой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: