Основные этапы развития литературы США

1940-е годы открывают в США новую литературную эпоху. В творчестве писателей с начала Второй мировой войны прямо или опосредствованно получили художественное отражение важнейшие события в истории страны — битва с фашизмом, начавшаяся «холодная война», атмосфера так называемых«запуганных пятидесятых», перемены в общественном климате в обстановке «бурных шестидесятых»,отмеченных взлетом движения против войны во Вьетнаме, а также выступлениями черных американцев, их требованиями гражданских прав. Все эти события стали своеобразным историческим и литературным водоразделом.

Писатели и война. Годы Второй мировой войны (1939—1945) — переходный этап литературного процесса. После катастрофы в Перл-Харборе (7декабря1941г.) и вступления США в войну большинство писателей занимают твердые антифашистские позиции, выступают за скорейшее открытие второго фронта. Ряд литераторов, работая военными корреспондентами, находились в зоне боевых действий. Джон Стейнбек в1943г. отправился на фронт в Италию, откуда посылал корреспонденции, составившие книгу очерков. Хемингуэй в 1942—1943 гг.патрулировал на яхте «Пилар» в Карибском море, выслеживая нацистские субмарины. В1944 г. он, прилетев в Лондон, стал свидетелем открытия второго фронта, в ряде очерков описал события на Западном фронте осенью 1944-начале1945 г. Там же в качестве корреспондента работал Ирвин Шоу — плодовитый писатель, впоследствии автор одного из лучших романов о войне «Молодые львы» (1948). Но известное выражение: «Когда говорят пушки, молчат музы» применимо и к американской литературе военной поры. Как заметил У. Фолкнер, «в войну плохо пишется». Собственно литературная продукция, созданная в эти годы, небогата. Потребовалась определенная историческая дистанция, прежде чем увидели свет полнокровные романы о войне. Среди первых произведений, непосредственно отразивших антифашистскую борьбу, была повесть Стейнбека «Луна зашла» (1942). Действие в ней развертывалось в одной из европейских стран, скорее всего в Норвегии, которая подверглась оккупации.

«Холодная война» и маккартизм (борьба с инакомыслием): «время негодяев» (не нужны люди мыслящие, нужны потребители). Вторая половина1940-х - начало 1950-х годов - тяжелая полоса национальной истории США. Конфронтация между двумя сверхдержавами, начавшаяся вскоре после победы над фашизмом, привела к разжиганию новой войны — холодной. 1950-е годы вошли в историю под названием «запуганных».

Закат ветеранов: смена поколений. После войны стал очевиден процесс смены поколений. Выступили литературные новобранцы, которые стали теснить тех, кто считались звездами межвоенного двадцатилетия. Хемингуэй (тема социального протеста) в1940—1950-е годы испытывает серьезные творческие проблемы: роман «За рекой в тени деревьев» не стал удачей, многое из написанного не было завершено и осталось в архиве. Лишь великолепная повесть «Старик и море» (1952) напомнила о его огромном мастерстве. Продолжал активно работать Фолкнер, к которому после присуждения Нобелевской премии (1950) приходит всемирное признание.

Новое поколение молодых писателей вошло в литературу с честными реалистическими произведениями об их трагическом опыте. Писатели, первыми давшие отражение Второй мировой войны в американской прозе, это Дж. Херси ("Хиросима", 1946), Н. Мейлер ("Нагие и мертвые", 1948), Г. Вук ("Заговор на Кейне", 1951), Дж. Джонс ("Отсюда и в вечность", 1951) и другие "военные романисты", как определила их критика. М. Каули сетовал тогда, что, в отличие от Первой мировой, которая породила яркий литературный эксперимент, Вторая вызвала к жизни лишь самый традиционный реализм.

Особое место в литературе 50-х годов (движение битничества) занимает роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Это вышедшее в свет в 1951 году произведение стало (особенно, среди молодежи) культовым. В американской драматургии 50-х годов (возрождение философии абсурдизма) выделяются пьесы Артура Миллера и Теннеси Уильямса. В 60-е годы получают известность пьесы Э.Олби ("Случай в зоопарке", "Смерть Бесси Смит", "Кто боится Вирджинии Вулф?", "Всё в саду").

Существенной приметой послевоенной прозы стало интенсивное развитие научной фантастической литературы. Эта разновидность литературы играла активную роль в литературном процессе XX столетия. Одним из признанных лидеров этого жанра стал Рэй Брэдбери, а также Роберт Шекли (парадоксальное, сатирическое, восходящее к Свифту направление в фантастике) и Клиффорд Саймак.

«Битничество» и литература: предвестие «бурных шестидесятых».В середине1950-х годов в американской литературе и культуре получило развитие движение «побитого поколения» (по аналогии с «потерянным поколением» 1920-х годов), иногда «битниками». Доктрина «битников» имела в своей основе бунтарство, вызов общепринятому, отвращение к конформизму и самодовольству мещанского общества «запуганных пятидесятых», к атмосфере трусливого молчания и страха. «Битники»отвергали благопристойность и приоритеты «массового общества», культ вещей, ориентированность на карьеру и успех. Одним из своих предшественников они считали сэлинджеровского Холдена Колфилда. Отторжение от общества и его фальшивых идеалов соединилось у них с порывом к естественности, простоте, близости к природе, ко всему, что раскрепощает личность и стимулирует творческую энергию. Одним из идеологов и родоначальников «побитого поколения» был Джек Керуак, романист и поэт.

Под знаком «негритянской революции»: литература черного юмора(1960—1980-е).

Середина 1950-х считается прологом «негритянской революции». Ее корни надо искать в событиях, последовавших после разгрома фашизма. Начался распад колониальной системы. После поражения маккартизма в США наметились решительные сдвиги и в расовом вопросе. С конца1950-х годов движение черных американцев возглавил выдающийся лидер Мартин Лютер Кинг. Во второй половине1960-х годов движение за права негров стало сливаться с выступлениями против войны во Вьетнаме. Вместе с тем в освободительном движении черных американцев в 1960-е — начале1970-х годов отчетливо обозначились две тенденции: первую представляли умеренные круги, сторонники мирных методов борьбы, руководимые Мартином Лютером Кингом; вторую — экстремисты, поборники насилия вплоть до вооруженных выступлений, провозгласившие лозунг: «Власть черным». Экстремистскую линию в литературе представляли Лерой Джонс, Эд Буллинз, Дон Ли. Они культивировали хаотизм формы, «восклицательный»тон, нагромождение образов в духе неоавангардистской стилистики, использование грубого сленга. К «умеренным» относились фактически все, кто составлял цвет литературы «черной» Америки: Л.Хьюз, Дж. Болдуин. Примерно с середины 1970-х, когда накал расовых конфликтов начал угасать, в негритянской литературе возобладали новые настроения. Черные американцы обратились к истории, к прошлому, исполненные потребности понять свои истоки, выявить свою этническую самобытность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: