Морально-политическая проблематика романа Уоррена

Роберт Пенн Уоррен (англ. Robert Penn Warren; 24 апреля 1905, Гутри, Кентукки, США — 15 сентября 1989, Страттон, Вермонт, США) — американский поэт, писатель, литературный критик.

По мнению многих исследователей творчества Роберта Пенна Уоррена, роман «Вся королевская рать» является вершиной его творчества. Опубликованный в 1946 году, роман описывает события периода Великой депрессии в США. В основу сюжета романа положена история прихода к власти в штате Луизиана губернатора Хьюи Лонга, многие черты которого автор использует при создании образа одного из главных героев романа, Вилли Старка. Тем не менее нельзя считать Вилли Старка литературной копией губернатора Хьюи Лонга. Сам автор в статье «Вся королевская рать: Опыт и роман», рассказывая об истории создания произведения, подчеркивает тот факт, что не был лично знаком с Х.Лонгом и образ губернатора Луизианы послужил для него лишь отправной точкой при написании романа.

Описываемые в романе события происходят в промежутке между 1928 годом, когда Х.Лонг был избран на пост губернатора, и 1935 годом, когда он был застрелен.

Отечественные и зарубежные критики предпринимали попытки рассматривать этот роман как остро политический. Сам Р.П.Уоррен резко отвергал такую точку зрения, считая свой роман, прежде всего, художественным произведением, исследованием темы личности, находящейся у власти.

В центре находится проблема Ответственности личности перед другими людьми, перед собственным прошлым и настоящим. Так, Джек Берден считает, что человек подобен биологической машине, выбор которой заранее обусловлен ее физиологией, поскольку «все наши слова ничего не значат, а есть лишь биение крови и содрогание нерва, как в лапке подопытной мертвой лягушки, когда через нее пропускают ток» [1, с.371].

Из этого он делает вывод, что мы принимаем решения не самостоятельно, следовательно, не несем никакой ответственности за собственные мысли и действия.

Это новое понимание позволяет ему спокойнее и циничнее взглянуть на мир.

Берден отрицает существование ответственности, в то время как история Касса, это история личности, глубоко осознавшей свою ответственность и последствия своего преступления. Эта история поначалу представляется второстепенной, но является ключом к пониманию проблематики романа. Вот что говорит о значении этого персонажа американский исследователь Б.Коттрелл: «История Касса проходит красной нитью через роман «Вся королевская рать». Постепенно читатель начинает понимать, насколько важной является эта история для понимания мировоззрения Джека Бердена, и насколько важным свидетельством того, что Уоррен, подобно Фолкнеру, считает Прошлое судьей Настоящего». Касс вступает в запретную связь с женой своего друга, Дункана Трайса. Узнав об этом, Трайс заканчивает жизнь самоубийством. Преступление, совершенное Кассом, изменяет весь окружающий его мир.

Ужас от содеянного наполняет душу Касса после того, как все события выстраиваются в его сознании в некую последовательность. Смерть его друга, душевная перемена в женщине, которую он любил и то, с какой осознанной жестокостью она отрывает свою любимую служанку от мужа и семьи и продает работорговцу, - все это является следствием его преступления. Касс начинает осознавать, что впустил в мир зло, и оно обретает все большую власть над окружающим миром. В своем дневнике, который позже попадает в руки Джека Бердена, Касс пишет, что «вдруг почувствовал, как весь мир вокруг меня пошатнулся в самой основе основ и в нем начался процесс распада, центром которого был я». Он пытается противостоять этому, но все больше убеждается в необратимости последствий своего преступления. Вся оставшаяся жизнь Касса – это путь искупления, начиная с освобождения принадлежащих ему рабов и заканчивая вступлением в армию южан, где он сознательно ищет смерти. Касс заканчивает жизнь в госпитале Атланты, умирая от гнойной раны, но именно в этот момент он испытывает просветление от того, что сумел реализовать возможность искупления своего греха, предоставленную ему судьбой.

Самая важная мысль, которую Джек Берден выносит из истории Касса Мастерна, - это мысль об ответственности, о неизбежности возмездия, но Джек понимает ее в полной мере лишь в конце повествования. Нельзя уйти от ответственности за совершенное злодеяние, как нельзя уйти от себя.

Человечество, по мнению Бердена, было бы значительно счастливее, если бы не помнило своего прошлого. Ибо прошлое подобно бремени, которое становится тяжелее с каждым годом, и хранит память обо всех совершенных злодеяниях, ставших явными, или оставшихся тайной. Неслучайно фамилия «Берден» переводится с английского языка как «бремя, ноша, груз».

Проблема ответственности Личности, сопряжена с понятием самой личности, а точнее, что понимается под Личностью в рассматриваемом романе. Личность человека настолько тесно связана с его прошлым, что, разрушая прошлое, мы разрушаем личность.

Эта мысль помогает лучше понять мотивацию судьи Ирвина, который совершает самоубийство после того, как Джек напоминает ему о преступлении, совершенном двадцать пять лет назад. В течение всех этих лет судья старался не вспоминать про этот неприятный эпизод своей биографии.

Окончательные изменения в сознании Джека происходят под влиянием личности Вилли Старка. Берден подсознательно тянется к Старку, в личности которого есть качества, которых ему не хватает. Личность Старка такова, что каждый человек находит в нем то, к чему стремится. Вот как об этом говорит сам Р.П.Уоррен: «Образ Старка, который в конце концов сложился – я говорю сложился, потому что он не был продуман заранее, а появился в результате долгих размышлений – это образ человека, который обладает всем, чего не хватает окружающим его людям». Водитель Старка, Рафинад, страдающий от своего заикания, восхищается Вилли, потому что он «так красиво говорит», Берден находит в нем непоколебимую веру в удачу, в жизнь, в свою способность что-то изменить.

Когда Старк становится губернатором штата, он руководствуется общим благом. Но со временем его мотивы меняются, и, как метко сказал Касс Мастерн, «все мы приходим в мир наги и босы, а достигнув благоденствия, «устремляемся к злу, как искры к небесам». Добившись власти, Вилли использует незаконные методы чтобы ее усилить и устранить соперников. Он теряет доверие немногих честных людей, окружавших его. Его представления о Добре и Зле смещаются и наконец становится очевидным, что Вилли использует Зло для создания большего Зла. В этот момент он, по мнению американского литературоведа, Ч.Каплана, «чувствует себя подобным Богу, безапелляционно навязывая окружающим свое видение мира. Последствием такой непомерной гордыни является крушение всех его надежд и смерть».

Еще одна линия поведения Вилли, которая приводит его к трагедии, это супружеская неверность. Уверенный в своей безнаказанности, Старк настолько игнорирует нормы нравственности и моральные устои, что от его семейной жизни остается только фасад. Сын Старка, Том, следуя по стопам отца, ведет беспорядочную половую жизнь, и Старк не может воздействовать на него по двум причинам. Во-первых, он, в глубине души, не считает, что это плохо. Во-вторых, Старк активно поддерживающий отношения на стороне, не имеет морального права запретить это сыну. Поэтому огромная доля ответственности за все, что впоследствии происходит с Томом, лежит на нем. Но наиболее роковой ошибкой Вилли становятся отношения с Анной Стентон, которые неотвратимо приводят его к гибели.

Довольно закономерно то, что Вилли погибает от руки Адама Стентона. Последний понимает, что принял сторону Зла, считая его приемлемым, как инструмент для созидания Добра. Но убедившись в том, что с помощью Зла невозможно создать Добро, Адам решается искоренить Зло, даже ценой собственной жизни.

Трагедия Старка заключается в том, что смерть настигает его в тот момент, когда он уже осознал свое моральное падение и встал на путь исправления, когда все могло быть иначе. Как считает американский исследователь Дж.Дж.Хан, «трагедия, произошедшая с его сыном, воспринимается, как частичное искупление злодеяний Вилли. Это заставляет его по-новому взглянуть на себя и свои поступки». Огромное потрясение, испытанное Старком после травмы, навсегда приковавшей к постели его сына, нравственно очищает его. Он готов отринуть Зло и делает первые шаги в этом направлении, но чаша его ответственности оказывается исполнена и возмездие настигает его, не давая завершить начатое восхождение к Добру. Личность Старка такова, что к ней неприменимо понятие справедливости или несправедливости, даже относительно обстоятельств его смерти. Тем не менее, ответственность за его гибель лежит на двух людях, на Джеке Бердене и на Анне Стентон. Именно они свели вместе две таких противоположных личности, как Адам Стентон и Вилли Старк, чем обрекли их на взаимоуничтожение.

Гибель двух близких людей, завершает формирование нового мировоззрения Джека Бердена. Он начинает видеть логику в событиях, которые прежде казались ему совершенно несвязанными между собой. Берден преодолевает чувство неполноценности, которое прежде отделяло его от окружающих, «восстанавливая утраченную связь с обществом и преодолевая изначальное чувство отчужденности, чтобы снова почувствовать себя частью мира людей».

Каждый из героев этого романа по-разному принимает на себя ответственность за прошлое. Но автор убедительно доказывает, что человек не сможет состояться как личность в настоящем, если будет все время убегать от прошлого: «…мы уйдем из дома в биение времени, из одной истории к другой и к невероятной ответственности, которую на нас накладывает время».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: