Бертран Рассел (18. 05.1879- 2.02. 1970)- английский философ, логик, математик, общественный деятель. Окончил Тринити – колледж в Кембриджском университете, преподавал во многих университетах Великобритании и США. С 1908 г.- член Лондонского королевского общества, в 1966 г. стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В образовании Рассел видел средство, способствующее общественному прогрессу.
В 1927 г. Рассел совместно со своей женой основал школу в Бикон-Хилле, которой руководил до 1932 года.
В основе педагогических взглядов Рассела лежит неприятие им авторитарной системы воспитания с ее принуждающим воздействием на личность. Правила поведения должны либо вырабатываться самими детьми, либо разделяться ими на сознательные и полезные. Рассел стремился создать в Бикон-Хилле такой тип школы, основой которой было бы уважительное отношение к детской личности, ее мотивам и интересам, признавая необходимость целенаправленного руководства ребенком со стороны родителей и педагогов. Он отмечал важность «размеренной монотонности», для правильного детского развития, так как «ребенок обретает чувство надежности, когда знает, что должно происходить день за днем».
|
|
Главной целью воспитания Рассел считал формирование ряда личностных качеств, образующих «основу идеального характера». Это прежде всего жизнелюбие, мужество, понимаемое, как отсутствие иррационального страха, неприятие унижен-
ности, лицемерия, подобострастия, умение поступать согласно своим внутренним убеждениям.
Начальную школу Рассел считал учреждением, призванным расширять умствен-
ный горизонт учащихся, приобщать их к основам гуманитарных и естественно-
научных знаний. С выявлением (в возрасте 12-14 лет) интеллектуальных склон-
ностей учащихся считал возможным получение среднего образования в условиях дифференцированного обучения.
Являясь противником шовинизма и вооруженных конфликтов, считал, что школьники должны знать, чем живет современный мир, но педагогу следует оставаться беспристрастным в общественно-политических вопросах.