Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движений ребенка. Следует отмечать:
1. Общую подвижность
2. Устойчивость, неустойчивость походки
3. Координацию движений
4. Скорость
5. Плавность
6. Переключаемость
7. Ритмику
8. Умение двигаться под музыку.
Затем исследуется предметно-бытовые и предметно-игровые навыки: а) спонтанные действия ребенка с предметами (в игровой деятельности), б) произвольные действия с предметами по речевой инструкции «возьми кубик», «поймай мяч», «посмотри в окно», в) без речевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произвольная форма разных видов праксиса. В этой части изучаются все виды праксиса. Тесты на выполнение предметных действий и их количество предлагаются с учетом возраста ребенка. Все тесты выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная инструкция и показывается нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применяются пробы либо облегчающие, либо затрудняющие выполнение теста, что позволяет уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка.
Исследуются все виды праксиса – динамический, праксис позы, пространственный, конструктивный. Любое предметное действие может быть выполнено при условии, если с разных участков мозга поступают соответствующие импульсы в ответ на задачу – взять предмет, поднять или опустить руку и т.д. каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия. Эта функциональная система, состоящая из различных афферентаций, всегда направлена на выполнение задачи. Повреждение какого-либо участка мозга, или его недоразвитие ведут к нарушению всей функциональной системы и предметное действие нарушается, но всякий раз по-разному, и это зависит от того, какой участок мозга поражен. Последнее можно узнать, если проанализировать ошибки выполнения тестов.
Праксис позы – направлен на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.
Динамический праксис – исследуется динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Эта составляющая движения обеспечивается задне-лобными отделами коры левого полушария. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы мозга, которые обеспечивают совместную работу обоих полушарий. Для исследования состояния этих зон мозга используется тест на реципрокную координацию движений.
Пространственный праксис – его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушении) пространственной и сомато-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменно-затылочных зон коры мозга и совместной деятельностью пространственного, слухового, вестибулярного анализаторов.
Конструктивный праксис – также направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий (теменно-затылочные зоны мозга).
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
Праксис позы кисти руки | Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытянуть вперед 2-й и 5-й пальцы (коза), 2-й и 3-й пальцы (ножницы), 2-й палец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего пальца. | По образцу – «делай как я» По словесной инструкции – «вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д. | Первичные ошибки – не дифференцируются 1-й и 5-й пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы, ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др. – говорят о дисфункциях кинестетического анализатора, теменных отделов мозга. |
Динамический праксис | Тест на динамическую организацию двигательного акта 1) Кулак-ребро-ладонь; 2) Ладонь-кулак-ребро (повторить 2 раза, затем ребро- ладонь – кулак 3) Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем; 1-м, а затем 5-м пальцем (1-2, 1-5) и т.д., и так менять позы несколько раз. Графическая проба «забор» | По образцу: «Посмотри, как делаю я и повтори» По словесной инструкции: «Сделай кулак-ребро-ладонь и т.д. Слушай меня и делай так, как я говорю: 1-й палец, затем 2-й палец, теперь убери его; 1-й палец – 5-й, 1-й – 2-й палец; 1-й – 5-й … Продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки П/\П/\ | Первичные ошибки: А) персеверации; Б) трудности переключения с одного элемента на другой; В) замедленность выполнения действия; Г) трудности запоминания программы (путание последовательности движений внутри серии) и др. В графической пробе может инертно повторяться один из элементов, трудности переключения с одного элемента на другой, персеверации. Ошибки в этих двух тестах говорят об инертности в двигательной сфере и о заинтересованности в патологии задне-лобных отделов левого полушария мозга |
Реципрокная координация | Тест на динамическую организацию двигательного акта. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти | «Делай как я». Положить кисти рук ладонями вниз, попеременно сжимать в кулак одну руку, при этом разжимать другую, менять позы (кулак-ладонь); обязательно одновременное и плавное переключение | Исследуется динамическая организация движений, но протекающая на более низком уровне строения мозга – это поражение мозолистого тела. При этой локализации поражения мозга распадается координированное движение рук. |
Пространственный праксис | Тест на пространственную и сомато-пространственную организацию движения рук. Пробы Хэда. Одноручные пробы: 1) кисть руки к подбородку, пальцами касаясь подбородка 2) пальцами наружу. Двуручные пробы: кисть руки накладывается тыльной стороной на тыльную сторону кисти другой руки 3) к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, смена рук. | По образцу: «Делай как я». | Ошибки: 1) замена правой руки на левую; 2) Ошибки пространственного расположения рук; 3) Путание левой и правой стороны и др. – связаны с дефектами движений рук в пространстве, с нарушением пространственного гнозиса: дисфункция теменно-затылочных отделов мозга. |
Конструктивны праксис | Тест на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства. 1) копирование фигур, сделанных из палочек. Спичек педагогом в том же пространственном расположении. 2) Копирование геометрических рисунков пространственно ориентированных | По образцу | Ошибки пространственного характера: ребенок неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру. Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-затылочных отделов мозга. |
Оральный праксис | Артикуляторный аппарат – губы, язык. 1) надуть щеки; 2) оскалить зубы; 3) поцокать языком; 4) вытянуть язык; 5) вытянуть губы в трубочку 6) подудеть, посвистеть | По образцу: Те же или другие движения по речевой инструкции: «Надуй щеки», «Посвисти» и др. | Элементы оральной апраксии встречаются при поражении нижних отделов сенсо-моторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающих к ней. |
Символический праксис | 1) Погрозить; 2) Попрощаться (рукой); 3) Сдуть пушинку с ладони; 4) Поздороваться; 5) Поаплодировать. | По образцу | Исследуется непроизвольный семантический уровень действий, действий ритуальных. Исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора. |