Проблемы гражданской правосубъектности органов исполнительной власти

Есть ли гражданская правосубъектность у ОИВ?? Признаются ли ОИВ субъектами гражданского права???

С точки зрения ГК есть следующие субъекты: физ.лица, юр.лица, муниципальные образования (ст.124 ГК). ОИВ мы можем рассмотреть либо как представитель (часть) муниципального образования, либо как самостоятельное юридическое лицо, действующее от собственного имени, либо же и то, и другое.

В действительности и то, и другое.

Н-р, ОИВ предоставляют участок из федеральной собственности => действует от публичного образования.

Н-р, ОИВ приобретает компьютерную технику за счет собственных средств => действует от своего имени.

ВЫВОД: большинство гос. органов обладает статусом юридического лица (ИФНС Свердловской области, УВД по Свердловской области). Не у всех гос. органов есть статус юр.лица. Статус юр.лица никак не сказывается на административной правосубъектности (т.е. когда гос. органы реализуют свои властные полномочия им не нужен статус юр.лица, и могут участвовать во всех правоотношениях, независимо от статуса юр.лица). Статус юр.лица появляется с целью участия в имущественных правоотношениях:

1. бюджетные отношения (ОИВ выступает получателем обособленных бюджетных средств),

2. гражданские отношения (приобретение товаров, работ, услуг, отчуждение, возмещение вреда);

3. налоговые отношения – гос. орган получает налоги, отчуждает налоги.

ОГВ – это казенные учреждения (ст.161 Бюджетного кодекса). Т.е. оно живет по смете, получает финансирование по смете, тратит из сметы. Имущество принадлежит на праве оперативного управления. Имущественная правоспособность носит специальный характер, т.е. может обязать себя только в рамках сметы, сверх сметы обязательства не действительны.

Поскольку это юр.лицо, требуется ли регистрация публичных органов в качестве юр.лица??

До 2001 года практика была разной. Было два подхода:

1. все юр.лица подлежат регистрации

2. статутный порядок, т.е. признается юр.лицом при указании в нормативном акте, независимо от регистрации

В настоящее время все гос.органы регистрируются в качестве юр лиц. Им присваиваются ОГРН и ИНН. Таким образом, при изменении структуры органа, всегда возникает вопрос о гражданских последствиях в виде реорганизации и ликвидации, которые занимают не меньше нескольких месяцев в каждом случае. И если административные преобразования могут быть проведены оперативно, то гражданско-правовые последствия растягивают по времени все реорганизационные мероприятия. Поэтому все чаще высказываются мнения о том, чтобы установить специальный порядок установления статуса юр.лица для гос.органа (т.е. статутный порядок)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: