Любой орган обладает внутренней структурой, внутренним строением – этот один из признаков органов гос.власти.
Первичный элемент структуры – это государственная должность. Их совокупность образует штат органа. Гос. должность – это структурный элемент, а не человек; она может быть вакантной = > мы разделяем термины «учреждение должности» и «замещение» (назначение) должности. Все должности в органе группируются, в результате чего возникают отдельные подразделения внутри органов:
1. руководство (охватывает руководителя и заместителей)
2. функциональные
3. отраслевые (н-р, полиция – уголовное, следственное подразделения)
4. обеспечивающие (штат референтов)
5. материально-технические (бухгалтерия, охрана, связь, водители)
6. территориальные
Внутренняя структура может быть разной. Основной тип структуры – линейная.

Характеристики линейной структуры:
1. последовательное соподчинение нижестоящих должностей вышестоящим должностям. Вся структура подчиняется единоличному руководителю.
2. Руководитель отвечает за работу органов в целом
3. руководитель имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности подчиненных
Иногда в линейной структуре появляется функциональный руководитель, который оттягивает на себя ряд полномочий. Это означает в целом нижестоящие должности остановются линейному руководителю, а в рамках определенного направления деятельности функциональному. Н-р, в рамках обеспечение безопасности дорожного движения: линейный руководитель – руководитель УВД Екатеринбурга, а функциональный руководитель – руководитель ГИБДД, при этом друг другу они не подчиняются.
Компетенция ОИВ – совокупность задач, функций и полномочий органа и его подведомственности. Компетенция – это основная характеристика правосубъектности органа. Именно компетенцией органы отличаются друг от друга.
Задачи – раскрывают цели создания и функционирования органов, характеризуют орупненные направления деятельности.
Функции – это отдельные, конкретные направления деятельности.
Полномочия – юридическая возможность и (или) необходимость совершения тех или иных юридически властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия, обязательные для третьих лиц (н-р, произвести задержание, подписать нормативный акт, выдать лицензию). С помощью полномочий орган реализует возложенные на него функции.
I. В целом полномочия – это главный элемент компетенции.
В конечном счете, компетенция состоит из полномочий, которые характеризуют, что конкретно должен делать орган. В вопросе соотношения полномочия в категории субъективного права и юридической обязанности, господствующая доктрина исходит из того, что полномочие – это одновременно и право и обязанность.
Виды полномочий:
1. по функциональному назначению:
- руководящие
- регулятивные
- контрольно-надзорные
- координационные
- юрисдикционные и т.д.
2. по функциональному закреплению:
- общефункциональный – за органом закрепляется функция, а дальше говорится «останзует полномочия необходимые для осуществления данной функции» - это негативный способ (от него избавляются). Необходимо формулировать конкретные полномочия
- перечневый:
1. открытый перечень полномочий – как правило, у органов общей компетенции
2. закрытый перечень полномочий – у органов специальной компетенции
Полномочия и перечни закрепляются в положении об органе. Вместе с тем есть ситуации делегирования полномочий. Тогда круг полномочий расширяется (н-р, в результате приятия акта).
3. по порядку реализации полномочий:
- полномочия, которые органы обязаны применить при наличии установленных оснований
- дискреционные полномочия (дискреция – усмотрение) – это полномочия, реализуемые по усмотрению. Здесь полномочия тяготеют к субъективному праву. В рамках законодательства о противодействии коррупции установлено, что дискриминационные полномочия – это коррупциогенный фактор (способствует коррупции). Дискреционные полномочия в последнее время исключаются.
Чем выше орган гос.власти, тем больше требуется дискреции. Усекаются дискреционные полномочия у низших органов, а у высших сохраняются.
- полномочия, реализуемые с разрешения или с санкции вышестоящего органа
- полномочия, реализуемые совместно
II. Подведомственность – отвечает на вопрос в отношении каких-дел необходимо что либо-делать.
Виды:
1. в зависимости от уровня:
- подведомственность федеральным органам
- региональным органам
- совместная подведомственность
2. в зависимости от вида органов:
3. по территории:
- РФ
- субъекта
- города, района
- иной территории
4. по соотношению с подведомственностью иных органов:
- исключительная – только один орган может разрешать дела
- совместная – существует определенная взаимозаменяемость
Примечание. В рамках подведомственности органов в целом, можно выделять подведомственность отдельным, входящим в него должностным лицам. В связи с эти выделяется должностная подведомственность.






