Структура и организация органов

Любой орган обладает внутренней структурой, внутренним строением – этот один из признаков органов гос.власти.

Первичный элемент структуры – это государственная должность. Их совокупность образует штат органа. Гос. должность – это структурный элемент, а не человек; она может быть вакантной = > мы разделяем термины «учреждение должности» и «замещение» (назначение) должности. Все должности в органе группируются, в результате чего возникают отдельные подразделения внутри органов:

1. руководство (охватывает руководителя и заместителей)

2. функциональные

3. отраслевые (н-р, полиция – уголовное, следственное подразделения)

4. обеспечивающие (штат референтов)

5. материально-технические (бухгалтерия, охрана, связь, водители)

6. территориальные

Внутренняя структура может быть разной. Основной тип структуры – линейная.


Характеристики линейной структуры:

1. последовательное соподчинение нижестоящих должностей вышестоящим должностям. Вся структура подчиняется единоличному руководителю.

2. Руководитель отвечает за работу органов в целом

3. руководитель имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности подчиненных

Иногда в линейной структуре появляется функциональный руководитель, который оттягивает на себя ряд полномочий. Это означает в целом нижестоящие должности остановются линейному руководителю, а в рамках определенного направления деятельности функциональному. Н-р, в рамках обеспечение безопасности дорожного движения: линейный руководитель – руководитель УВД Екатеринбурга, а функциональный руководитель – руководитель ГИБДД, при этом друг другу они не подчиняются.

Компетенция ОИВ – совокупность задач, функций и полномочий органа и его подведомственности. Компетенция – это основная характеристика правосубъектности органа. Именно компетенцией органы отличаются друг от друга.

Задачи – раскрывают цели создания и функционирования органов, характеризуют орупненные направления деятельности.

Функции – это отдельные, конкретные направления деятельности.

Полномочия – юридическая возможность и (или) необходимость совершения тех или иных юридически властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия, обязательные для третьих лиц (н-р, произвести задержание, подписать нормативный акт, выдать лицензию). С помощью полномочий орган реализует возложенные на него функции.

I. В целом полномочия – это главный элемент компетенции.

В конечном счете, компетенция состоит из полномочий, которые характеризуют, что конкретно должен делать орган. В вопросе соотношения полномочия в категории субъективного права и юридической обязанности, господствующая доктрина исходит из того, что полномочие – это одновременно и право и обязанность.

Виды полномочий:

1. по функциональному назначению:

- руководящие

- регулятивные

- контрольно-надзорные

- координационные

- юрисдикционные и т.д.

2. по функциональному закреплению:

- общефункциональный – за органом закрепляется функция, а дальше говорится «останзует полномочия необходимые для осуществления данной функции» - это негативный способ (от него избавляются). Необходимо формулировать конкретные полномочия

- перечневый:

1. открытый перечень полномочий – как правило, у органов общей компетенции

2. закрытый перечень полномочий – у органов специальной компетенции

Полномочия и перечни закрепляются в положении об органе. Вместе с тем есть ситуации делегирования полномочий. Тогда круг полномочий расширяется (н-р, в результате приятия акта).

3. по порядку реализации полномочий:

- полномочия, которые органы обязаны применить при наличии установленных оснований

- дискреционные полномочия (дискреция – усмотрение) – это полномочия, реализуемые по усмотрению. Здесь полномочия тяготеют к субъективному праву. В рамках законодательства о противодействии коррупции установлено, что дискриминационные полномочия – это коррупциогенный фактор (способствует коррупции). Дискреционные полномочия в последнее время исключаются.

Чем выше орган гос.власти, тем больше требуется дискреции. Усекаются дискреционные полномочия у низших органов, а у высших сохраняются.

- полномочия, реализуемые с разрешения или с санкции вышестоящего органа

- полномочия, реализуемые совместно

II. Подведомственность – отвечает на вопрос в отношении каких-дел необходимо что либо-делать.

Виды:

1. в зависимости от уровня:

- подведомственность федеральным органам

- региональным органам

- совместная подведомственность

2. в зависимости от вида органов:

3. по территории:

- РФ

- субъекта

- города, района

- иной территории

4. по соотношению с подведомственностью иных органов:

- исключительная – только один орган может разрешать дела

- совместная – существует определенная взаимозаменяемость

Примечание. В рамках подведомственности органов в целом, можно выделять подведомственность отдельным, входящим в него должностным лицам. В связи с эти выделяется должностная подведомственность.




double arrow
Сейчас читают про: