Ср-ваЛФК, исп. в детск. возрасте

К этим ср-вам относятся спец. подобранные и организованные движения ч-ка, прежде всего ФУ и подв. игры. Вместе с тем к ним относятся и такие физ. факторы, как средства закаливания и массаж, которые при определенной системе применения изменяют либо адаптивные реакции организма, либо характер нейрогуморальных процессов, возникающих при мышечной работе.

Физ. упражнения. К ним относятся гимнастические упр., ФУ прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т. д.

Гимнастические упр. – специальные, расчлененные движения, при которых достигается избират. возд-е на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутр. органы. При выполнении гимн. упр. предусматриваются то или иное И.П., направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного напряжения. Все это обеспечивает точный хар-р движений и по возможности целенаправленное влияние на соответствующие элементы ОДА. В процессе ФВ ребенка так же, как и в процессе леч. возд-я ср-в ФК с помощью гимн. упр., формируются двигат. навыки, точность движений, развив. ловкость, сила, выносливость, гибкость.

Наибольшую группу гимн. упр. составляют общеразвивающие упражнения для определенных мышечных групп, классифицируемые по анатомич. признаку. Упр. для мышц верхн. конечн. выполняются из всех И.П.: стоя, сидя, лежа на спине и животе, преимущественно же из положения стоя (для детей старшего возраста из основной стойки), обеспечивающих устойчивое положение тела. Упр. для мышц брюшного пресса выполняются из И.П. лежа на спине, но могут проводиться и из других положений. Гимн. упр. для мышц спины (наклоны вперед, боковые наклоны и вращения туловища) выполняются из И.П. стоя, оптимальным для развития мышц спины является положение лежа на животе. Упр. для мышц нижн. конечн. выполняются из всех И.П., в зависимости от требуемой нагрузки. Все общеразв. гимн. упр. могут вкл. в содержание занятий как без предметов, так и с предметами и пособиями: палками, флажками, обручами, лентами, шнурами, шарами, шестами и т. п. Точности выполнения упражнений способствует использование гимн. снарядов: стенок, скамеек, бревна. В завис. от возраста ребенка и степени развития двигат. навыков хар-р гимн. упр. меняется.

У детей 1 года жизни исп. гим. упр., в основе которых лежат безусловн. двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др.) Такие гимн. упр. принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастн. периоде, когда имеются врожденные двигат. рефлексы, или при патологич. состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, ДЦП). В некоторых случаях в содержание занятий могут вкл. и рефлекторные упр. с исп. патологических рефлексов На определенном этапе лечения двигат. расстройств, при отсутствии активн. движений, используются пассивные гимн. упр., проводимые инструктором ЛФК за счет собственных усилий, без сопротивления со стороны ребенка Такие пассивные упр. могут быть вкл. в содержание физиологич. комплексов гимнастики; они способствуют возникновению самостоятельных произвольных движений. Подавляющее большинство гимн. упр. выполняются ребенком самостоят. при побуждении к движению игрушками, пособиями или речевой инструкцией, командой – это активн. гимн. упр. У детей до 2 лет применяются простейшие по своей структуре упр., так как в этом возрасте отсутствует умение расчленять движение, а координация недостаточна. В данном периоде оправданы помощь при выполнении упр., использование игровых приемов или одновременное выполнение упр. инструктором и ребенком На 3-м году жизни дети в состоянии воспроизводить движения после их показа, развивается восприятие объяснений двигат. д-ий, что позволяет усложнять сами упр., а также требовать от ребенка определенной четкости в их выполнении. На 4-м году внимание ребенка становится более устойчивым, появляется интерес к результатам своих д-ий, возр. словарный запас. На 5-6-м году и в более старшем возрасте большой запас двигательных навыков, способность к самоконтролю, развитая пространств. ориентация и координация движений позволяют разнообразить набор гимн. упр., обеспечить точное соответствие их намеченным лечебным задачам, увеличивать физ. нагрузку.

Упр. в расслаблении – гимн. активно выполняемые упр. с макс. возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка, т.к. требует и определ. двигат. опыта, и умения произвольно управлять тонусом мышц. Обязат. физиологич. условием для произвольного расслабления является удобное И.П. Ощущение расслабления может быть получено у ребенка по контрасту с предшествующим напряжением, а также путем использования доступных образных сравнений: «рука отдыхает», «нога спит», «живот чужой» и т. д. При выполнении упр. в расслаблении, как правило, достигается снижение тонуса и гладкой мускулатуры внутр. органов в зоне сегментарной иннервации, а также развиваются тормозные реакции. Поэтому упр. в расслаблении исп. для снижения общей физ. нагрузки в занятиях, восст. нарушенной координации движений, нормализации мышечн. тонуса, в т.ч и гладкой мускулатуры.

Упр. в растягивании – разновидность активн. гимн. упр. с преимущественным возд-ем на патологически измененную эластичность тканей. У детей такие упр. прим. при плевритах, плевропневмониях, артритах, контрактурах различного генеза. К растягивающим упр. относятся активные движения гр. клетки и верхн. конечн. в сочетании с дыханием при плевритах, маховые движения, движения по большой амплитуде с булавами, палками и другими пособиями.

Упр. дыхательные – гимн. упр. с произвольным видоизменением характера или продолжительности фаз дыхательн. цикла как в сочетании с движениями туловища и конечностей, так и без этих движений. У детей с помощью дыхат. упр. воспитывается и закрепляется навык полного рационального дыхания и сочетания дыхания и движений.

К статич. дыхат. упр. относятся дыхат. движения, выполняемые с изменением ритма и глубины дыхания, пауз между вдохом и выдохом, преимущественным усилением экскурсий гр. клетки или диафрагмы. Разновидностью статич. дыхат. упр. явл. упр. с сопротивлением дыханию, с произнесением звуков, с удлиненным и ступенчато удлиненным выдохом и т. д. К динамическим дыхательным упражнениям относятся различные сочетания дыхательных движений с движениями других сегментов тела. При этом движения подбираются таким образом, чтобы облегчить или усилить дыхание. Напр., наклон туловища вперед сочетается с выдохом, выпрямление туловища — со вдохом. Динамич. дыхат. упр. могут быть подобраны, и таким обр., чтобы обеспечить преимущественное участие в дыхат. акте того или иного отдела легких.

Упр. силовые, скоростно-силовые, в статическом напряжении – гимн. упр. с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения. К силовым относятся такие, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от макс. возможного. При скоростных упр. мышечное напряжение не превышает 20% от макс., но зато проводится в быстром темпе. Реже у детей используются статич. силовые упр., однако они весьма эффективны при необходимости быстрого нарастания мышечной силы, например при сколиотической болезни, юношеском кифозе, компрессионных переломах позвоночника и т. д.

Упр. корригирующие – спец. гимн. упр., способствующие устранению деформаций ОДА различной этиологии. Коррекция достигается подбором И.П., при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации. Коррекция обеспечивается также строго ограниченным при соответствующем упр. возд-ем мышечной тяги на патологически измененный участок ОДА.

Упр. на координацию проводятся при сложных сочетаниях движений и регламентируемой их последовательности. Они используются для тренировки и восстановления двигат. навыков, восстановления нарушенной регуляции движений.

Упр. в равновесии – гимн. упр., напр. на тренировку вестибулярного аппарата и позных р-ций. Они выполн. при уменьшенной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т. д. Эти упр. также способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: