Вокально-хоровой анализ

Тип и вид хора. Произведение написано для однородного женского или детского хора с инструментальным сопровождением.

Тесситурные условия в основном благоприятны, все партии находятся в рамках рабочего диапазона, что способствует возникновению естественного динамического ансамбля. Тем не менее, тихая звучность и низкая тесситура партии сопрано требует использования искусственного динамического ансамбля – сопровождающим партия следует снизить динамику в пользу мелодии.

Несмотря на удобный диапазон партии Сопрано, в которой проходит основная мелодическая линия, партия альтов может «заглушить» мелодию. Для этого необходимо контролировать динамический баланс путем снижения звучности сопровождающих голосов.

К основным трудностям горизонтального строя стоит отнести следующие:

- достаточно широкие восходящие и нисходящие скачки, которые встречаются в каждой партии без исключения. Важно сохранить высокую позицию звука при нисходящем скачке и четко ощущать внутренним слухом верхний звук восходящего скачка. При возникновении трудности при интонировании рекомендуется пропевать скачек вне ритма, по «руке».

- продолжительное движение на повторяющемся звуке, которое встречается в сопровождающих голосах. Каждый последующий звук необходимо исполнять с тенденцией к завышению. В противном случаю может потеряться верная интонация и мелодия «поползет» вниз.

- трудными для исполнения, возможно, будут хроматические проходящие и вспомогательные звуки. Здесь важно понимать характер возникновения альтерации ступени. В данном произведении альтерация является показателем отклонения в тональность первой степени родства, поэтому необходимо точно представлять ладовые тяготения альтерированных ступеней.

К основным трудностям вертикального строя относятся альтерированные аккорды, образующиеся от альтерации ступеней, речь о которых шла выше.

Подобные фрагменты необходимо пропевать вне ритма, постепенно «наполняя» аккорд партиями, начиная с нижней партии.

Подобно альтерированным аккордам, октавные унисоны необходимо пропевать вне ритма, ориентируясь на нижний звук.

Основной тип звуковедения – legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Трудность вызывает то, что связно нужно спеть практически не развитую мелодическую линию.

Для того, чтобы преодолеть пение по слогам и добиться именно связного, тягучего пения, надо объяснить хористам, что петь следует не ноты, а смысл, то есть делать фразировку, стремиться к значимым словам внутри фразы, предложения, части.

Чтобы добиться связности можно порекомендовать спеть несколько раз в более быстром темпе. Но тут надо опасаться потери качества звука, потери весомости и глубины характера. И конечно, правильное произношение слов при пении тоже поможет добиться legato. То есть перенос согласной, замыкающей слог к следующему слогу

Но опять таки следует очень четко, ясно и быстро проговаривать согласные, так как невнятность и размытость их произношения может спровоцировать потерю образа.

Особенность звуковедения требует и особого подхода к характеру звука. Сосредоточенный, собранный, сконцентрированный, округлый академический звук, требующийся для исполнения данного произведения, тоже довольно большая трудность, особенно для партий Сопрано. От них требуется большой драматизм и солидность тембра.

Что касается marcato, которое встречается не очень часто, буквально в двух местах, то снова возникает опасность пения по слогам, так как медленный темп и громкая динамика могут отдалить от исполнителей и слушателей смысл текста. Поэтому опять важна фразировка и четкие снятия по руке дирижера.

Увлекшись работой над вокалом, звуком не следует забывать о дикции, которая во всех вокальных произведениях играет очень большую роль. Ведь от того, насколько хорошо сказано и донесено слово, будет зависеть очень многое.

По отношению к данному произведению можно сказать, что дикция должна быть слегка утрирована, особенно в тех словах, где стоят акценты, но не крупная. В целом для исполнения данного произведения требуется средняя дикция.

В произведении используется мягкая атака звука. Мягкая атака – сближение связок одновременно с началом выдоха. Мягкая атака используется на протяжении всего второго раздела и в завершении всего произведения.

Твердая атака – плотное смыкание голосовой щели до начала выдоха. Она используется в самом начале произведения. Это одновременно поможет зафиксировать силу звука, главное избежать его форсирования.

При атаке, независимо от ее типа не должно быть «подъездов» и шумовых призвуков. Переход от звука к звуку должен совершаться сразу, без glissando. Основной момент работы над гласными – это воспроизведение их в чистом виде. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Наряду с дикционной четкостью это необходимо для достижения тембральной окраски, ее ровности и унисона в партии. При пении legato необходимо больше удлинять гласные и ускорять согласные.

Безударная гласная «о» в большинстве случаев произносится как «а».

Йотированные гласные «е», «ё» при пении произносятся ближе к «э», «о».

В произведении используются два основных типа дыхания:

- общехоровое дыхание используется на границах фраз и разделов;

- цепное дыхание применяется в достаточно продолжительных фразах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: