Музыкально-теоретический анализ

Жанр произведения – хор из III акта оперы Дж. Верди «Навуходоносор» («Набукко»).

Форма произведения не может трактоваться однозначно:

- в контексте всей оперы «Ты прекрасна, о, Родина наша» представляет собой часть контрастно составной формы;

- как отдельный номер хор представляет собой сложную двухчастную репризную форму (сложная двухчастная с включением) с элементами развития, присущими форме рондо, где в качестве рефрена выступает основная тема.

Открывается произведение непродолжительным оркестровым вступлением, которое между тем выполняет громадную роль в показе грозного царя Навуходоносора и трепет народа перед жестоким диктатором.

Хоровое вступление обозначено композитором сменой темпа Largo – Cantabile, которое относится также к характеру звукоизвлечения и звуковедения – певуче, протяжно.

Первая часть представляет собой простое трехчастное построение. В качестве первого эпизода выступает лейт-тема хора «Ты прекрасна, о, Родина наша…». Стоит остановиться на мелодической характеристике данного эпизода – мелодия волнообразна, что достигается сочетанием поступенного движения, скачков и ломанного и прямого движения по звукам основных трезвучий и септаккордов с их обращениями.

Мелодическая линия представлена в остаточно сложной ритмической организации – сочетание ровного и пунктирного ритма с особым видом ритмического деления – триолями.

Тема хора является ярчайшим образцом техники виртуозного пения bel canto, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, ровностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка.

Структура темы представляет собой классический малый квадратный период, состоящий из двух предложений (4+4) повторного строения. Границы предложений подчеркнуты автентической каденцией – классический вид серединного кадансирования.

Заключительная каденция периода представлена полной совершенной заключительной каденцией S – K4/6 – D7 – T в мелодическом положении основного тона.

Второй эпизод первой части является свободным построением схожим по строению с периодом единого строения (период-предложение) без видимых признаков серединного кадансирования. Второй эпизод звучит в тональности доминанты:.

Наконец, третий эпизод, повторяя второе предложение первого эпизода, представляет собой сокращенную репризу.

Таким образом, с гармонической точки зрения первая часть представляет собой модуляционное построения, так как в процессе развития музыкального материала происходит отклонение из основной тональности.

Вторая часть – представляет собой новую грань музыкального образа. Музыкальный материал второй части представляет собой гимн – восхваление красоты природы.

Открывается вторая часть хоровым tutti, излагающим музыкальным материала в условиях гомофонно-гармонической – аккордовой – фактуры. Музыкальный материал излагается в тональности доминанты C-Dur.

По форме вторая часть, по аналогии с первой, является простым трехчастным построением.

Первый эпизод представляет собой малый квадратный период неповторного строения – музыкальный материал второго предложения отличается от музыкального материала первого – он более сдержан с точки зрения эмоциональной подачи. Контраст нашел отражение и в динамической линии ff-pp.

Середина трехчастной формы – вносит в гимн лирический образ, что связано, прежде всего, с гармоническим отклонением в тональность одноименного минора f-moll.

Третий эпизод второй части является включением – появление музыкального материала первой части.

В завершении произведения появляется дополнение к основному музыкальному материалу второй части.

Основная функция дополнения – кадансирования музыкального материала экспонируемого и развиваемого на протяжении двух первых частей.

По форме дополнение представляет собой свободное построение – период-предложение, включающее в себя гармонический эллипсис – длительный переход одного диссонирующего созвучия в другое диссонирующее без последующего разрешения – Т – D5/6→VI – VI – D3/4→S – S – D6/7→D – D – D7 – T (где D6/7 – секстсептаккорд – первое обращение доминантового нонаккорда.

В оригинальной партитуре данный эллипсис представлен сопровождающими партиями. В анализируемом нами переложении данная гармонии находится в партии инструментального сопровождения.

Музыкальныйматериал хора представлен в двух основных видах хоровой фактуры:

- монодической – одноголосное изложение музыкального материала, которое представлено общехоровым унисоном;

- гомофонно-гармоническая – аккордовая фактура.

Завершается произведение выдержанным тоническим кварсекстаккордом, на фоне которого звучат триоли оркестрового сопровождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: