Согласно этой теории человеческое поведение определяется потребностями, которые можно разделить на пять групп и расположить в виде строго иерархической структуры (см. рис. 1).
Претворение в жизнь своего потенциала | Реализация своего потен-циала. Рост и увеличение количества знаний. Расширение области полномочий. | Предоставление работы,соответствующей структуре личности. Творческие задания. | ||
Потребность признания и самоутверждения | Компетентность в своей профессии. Самосто-ятельность. Право принимать решения. Уважение. | Делегирование полно-мочий, планирование карьеры, формы морального поощрения. | ||
Потребность принадлежности и причастности | Быть признанным в родственной по духу группе. Контакт с людьми. | Партнерство, морально-психологический климат. | ||
Потребность в безопасности | Долгосрочное обеспечение денежного дохода с целью удовлетворения физиоло-гических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок | Пакет социальных льгот. Не привлекать работников к действиям, связанным с риском. | ||
Физиологические потребности | Питание. Квартира. Одежда. | Системы оплаты труда. Материальное поощрение |
Рисунок. 1. Мотивационная модель А. Маслоу
|
|
По определению А. Маслоу, человек - «вечно хотящее существо»: когда удовлетворяется более низкая потребность, доминирующей становится более высокая. Следовательно, по силе воздействия на поведение работника доминирующими будут потребности, расположенные непосредственно выше только удовлетворенных потребностей.
Однако, как показывает практика, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Люди, как правило, начинают искать свое место в сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности.