Первоначальные теории мотивации

Первоначальные теории мотивации основаны на применении простых стимулов принуждения и материального и морального поощрения работников.

Широко известна теория «кнута» и «пряника» (положительной и отрицательной мотивации), согласно которой сотрудники четко знают, за что они могут быть поощрены, а за что наказаны.

Развитием теории «кнута» и «пряника» является теория «X» и «Y» Д. Мак Грегора. Эта теория включает две противоположные концепции, предложенные в таблице 1.

Таблица 1- Теория мотивации Д. Мак Грегора

«X» «Y»
• В мотивах преобладают биологические потребности; • Человек не любит работать, поэтому труд необходимо нормировать, а людей принуждать к работе; • Человек предпочитает работать, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; • Качество работы низкое, поэтому нужен постоянный строгий контроль. • В мотивах преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; • Для человека работа может быть источником удовольствия, а может быть наказанием в зависимости от условий; • Обычно человек готов брать на себя ответственность; • Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт в трудовой деятельности; • Внешние контакты и угроза наказания не являются главными стимулами; • Наиболее важное вознаграждение связано с удовлетворением потребностей в самовыражении.
Главный стимул: принуждение Вспомогательный стимул: материальное поощрение Главные стимулы: • самоутверждение; • моральное и материальное поощрение. Вспомогательный стимулы: • принуждение.

Согласно теории «X» и «Y» при мотивации сотрудников необ­ходимо учитывать состояние уровня их сознания. Менеджеры дол­жны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотиви­рована, от состояния «X» к состоянию «Y».

Теория «Y» получила развитие в трудах В. Зигерта и Л. Ланга, которые отмечали важность информированности, свободы дей­ствий и значимости рабочего места сотрудника для мотивации его трудовой деятельности.

Дальнейшее развитие теория «X» и «Y» получила в трудах В. Оучи, который обосновал важность коллектива при мотивации. Основными положениями теории мотивации «Z» В. Оучи явля­ются положения о сочетании социальных и биологических потреб­ностей в мотивах работников и их предпочтении работать в груп­пе и применять групповой метод принятия решения. Таким образом, хороший работник предпочитает работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную пер­спективу.

Работники, описываемые теориями «X», «Y» и «Z», образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы по­ведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии, как пра­вило, представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе. Применение первоначальных теорий мотивации на практи­ке позволяет обеспечить качественное выполнение сотруд­ником должностных обязанностей, но не способствует формированию внутреннего побуждения человека к эффектив­ному труду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: