Наиболее распространенными статистическими показателями в статистической практике являются индексы.
Индекс – это относительная величина, получаемая путем сопоставления двух состояний одного и того же явления.
Индексы делятся на следующие виды, представленные на рис.7.1.
| Индексы |
| В зависимости от базы сравнения |
| В зависимости от решаемых задач |
| В зависимости от состава изучаемой совокупности |
| В зависимости от способа расчета |
| Цепные |
| Базисные |
| Аналитические индексы |
| Индексы выполнения плана |
| Индексы динамики |
| Индивидуальные индексы |
| Общие индексы |
| Агрегатные индексы |
| Средние индексы |
Рис. 7.1. Виды индексов
При построении индексов, если за базу сравнения берется показатель предыдущего периода, то такой индекс называется цепной, а если берется показатель начального периода, то такой индекс называется базисным.
Для оценки степени выполнения плановых заданий рассчитываются индексы выполнения плана, а с помощью динамических индексов изучается изменение явления во времени. Аналитические индексы позволяют изучить взаимосвязь между признаками.
В зависимости от состава изучаемой совокупности различают: индивидуальные и общие индексы.
Индивидуальные индексы (i) характеризуют изменение только одного элемента сложного явления. Например, изменение выпуска только одного вида изделия.
Индивидуальный индекс объема продукции рассчитывается по формуле:

где
количество продукции одного вида изделия в натуральном
выражении в отчетном периоде;
– количество продукции этого же вида в базисном периоде.
Общие индексы (J) характеризуют изменение всех элементов сложного явления в целом. Например, изменение выпуска продукции в целом по всем видам продукции.
Общий индекс объема продукции имеет вид:

где
– цена одного вида изделия в базисном году.
В состав общего индекса входит две величины:
- индексируемая величина – это признак, изменение которого изучается. Он является переменной величиной;
- вес – признак, который является соизмерителем, его величина постоянная.
В формуле 7.2 индексируемой величиной является объем продукции в натуральном выражении, а соизмерителем является цена.
В зависимости от способа расчета индексы делятся на агрегатные и средние.






